Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

 

РАЗДЕЛ 1.  Введение в дисциплину «Методология экономической науки»

Тема 1.1. Введение в дисциплину. Экономическая методология в прошлом и настоящем

Экономическая методология: определение, предметная область и ключевые темы. Функции методологии экономической науки.

Структура экономического знания: содержательная (направления и школы) и функциональная (теоретическая, эмпирическая; инструментальная). Экономика как наука и как искусство.

Исторический путь развития экономического знания: от подражания естественным наукам к полемике о собственной специфике. «прикладная» экономика.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Каковы особенности предмета современной экономической науки?

2. В чем состоит особенность экономического анализа?

3. На каких принципах базируется микроэкономический анализ, и какие методы исследования им используются?

4. Изучить 2 главу «История экономической методологии» работы одного из самых известных историков и методологов экономической науки Марка Блауга «Методология экономической науки (или как экономисты объясняют)».

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

Данная тема имеет важное значение в курсе дисциплины «Методология экономической науки».

Обратите внимание на формулировку предмета экономической науки. Внимательно изучите принципы экономической науки: принцип теоретической относительности; концептуальности; иерархии и автономности ценностей; эффективности; экономической ответственности. Подумайте, какими методами экономической науки вы пользуетесь в практической и учебной деятельности.

Изучите учебные материалы, характеризующие научные революции экономического знания: классическую экономическую теорию, маржинализм, кейнсианство, теорию ожидаемой полезности и программно-игровой подход. Сформулируйте понятие основного течения (мейнстрима) экономической науки в условиях многообразия экономических теорий.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1.  В чем состоит логика познания экономической науки?

2.  В чем заключается специфика предельного анализа и какова его роль в исследовании экономических явлений?

3.  Охарактеризуйте принцип теоретической относительности.

4.  Что такое экономический закон?

5.  Существует ли различие между понятием и концептом?

6.  Какое значение в экономической науке имеют ценности и цели?

7.  Приведите пример субординации целей.

8.  Охарактеризуйте принципы экономической эффективности и ответственности?

9.  Что такое проблемный метод исследования?

Тема 1.2. Современные тенденции развития

Экономической методологии

 

Периодизация развития современной экономической методологии (Дж. Дэвис): проникновение позитивизма (инструментализм М. Фридмена и операционализм П. Самуэльсона); проникновение в экономическую методологию идей К. Поппера, И. Лакатоша, Т. Куна (постпозитивистской философии науки); экспериментальная экономика, эволюционная экономика, риторика и постмодернизм. Перспективы развития экономической методологии.

Семинар «Особенности развития современной экономической методологии» (эвристическая беседа)

1. Проникновение в экономическую методологию идей К. Поппера, И. Лакатоша, Т. Куна.

2. Риторическая концепция метода экономической науки.

3 Обсуждение препринта Р.И. Капелюшникова «О современном состоянии экономической науки: полу-социологические наблюдения», 2018. (https://wp.hse.ru/data/2018/03/22/1163960887/WP3_2018_03.pdf)

Задания для самостоятельной работы

1.Изучить рекомендованную учебную литературу по указанной проблематике.

2. Назовите представителей основных экономических научных школ.

3. Изучить работы: Макклоски Д.H. (2011). Риторика экономической теории // Истоки: социокультурная среда экономической деятельности и экономического познания /Под ред. Я. И. Кузьмииова и др. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. С. 252-320; Макклоски Д. (2013). Экономика с человеческим лицом, или гуманомика // Вестник СП6ГУ. Сер. 5. Экономика. >А 3. С. 37-40.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару

Данная тема имеет важное значение в курсе дисциплины «Методология экономической науки». В обязательном порядке познакомьтесь с работами О.И. Ананьина, И.А. Болдырева, А.П. Заостровцева.

При подготовке к занятию обратите внимание на соотношение эволюционного и революционного накопления экономических знаний.

Сформулируйте понятие основного течения (мейнстрима) экономической науки в условиях многообразия современных экономических теорий.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Чем отличаются проблемный и прагматичный методы?

2. Изложите основные постулаты классической экономической теории.

3. Что нового внесли в экономическую теорию представители маржинализма.

4. В чем состоит существо практических предложений Дж. М. Кейнса?

5.  Охарактеризуйте соотношение основного и альтернативных течений в современной науке?

6. Чем вызвано существование альтернативных экономических течений?

7. Насколько необходимы современной России научные исследования в области экономики?

 

 

РАЗДЕЛ 2. Эволюция метода экономической науки

Тема 2.1. Этап классики и неоклассики

Становление политэкономии как науки классического типа. Философские и общенаучные предпосылки в теориях Кенэ и Смита. Модель кругооборота общественного продукта. Теоретизация экономического знания. Методологические принципы Дж. С. Милля. Особенности методологии К. Маркса.

Методологические установки австрийской и кембриджской школы.

Семинар  «Становление политической экономии как науки классического типа»

1.Философские и общенаучные предпосылки в теориях Кенэ и Смита; кругооборот общественного продукта – первая научная картина экономической реальности (а не анализ рыночной конкуренции).

2. Методология Дж. С. Милля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: