РАЗДЕЛ 1. Введение в дисциплину «Методология экономической науки»
Тема 1.1. Введение в дисциплину. Экономическая методология в прошлом и настоящем
Экономическая методология: определение, предметная область и ключевые темы. Функции методологии экономической науки.
Структура экономического знания: содержательная (направления и школы) и функциональная (теоретическая, эмпирическая; инструментальная). Экономика как наука и как искусство.
Исторический путь развития экономического знания: от подражания естественным наукам к полемике о собственной специфике. «прикладная» экономика.
Задания для самостоятельной работы
1. Каковы особенности предмета современной экономической науки?
2. В чем состоит особенность экономического анализа?
3. На каких принципах базируется микроэкономический анализ, и какие методы исследования им используются?
4. Изучить 2 главу «История экономической методологии» работы одного из самых известных историков и методологов экономической науки Марка Блауга «Методология экономической науки (или как экономисты объясняют)».
|
|
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
Данная тема имеет важное значение в курсе дисциплины «Методология экономической науки».
Обратите внимание на формулировку предмета экономической науки. Внимательно изучите принципы экономической науки: принцип теоретической относительности; концептуальности; иерархии и автономности ценностей; эффективности; экономической ответственности. Подумайте, какими методами экономической науки вы пользуетесь в практической и учебной деятельности.
Изучите учебные материалы, характеризующие научные революции экономического знания: классическую экономическую теорию, маржинализм, кейнсианство, теорию ожидаемой полезности и программно-игровой подход. Сформулируйте понятие основного течения (мейнстрима) экономической науки в условиях многообразия экономических теорий.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем состоит логика познания экономической науки?
2. В чем заключается специфика предельного анализа и какова его роль в исследовании экономических явлений?
3. Охарактеризуйте принцип теоретической относительности.
4. Что такое экономический закон?
5. Существует ли различие между понятием и концептом?
6. Какое значение в экономической науке имеют ценности и цели?
7. Приведите пример субординации целей.
8. Охарактеризуйте принципы экономической эффективности и ответственности?
9. Что такое проблемный метод исследования?
Тема 1.2. Современные тенденции развития
|
|
Экономической методологии
Периодизация развития современной экономической методологии (Дж. Дэвис): проникновение позитивизма (инструментализм М. Фридмена и операционализм П. Самуэльсона); проникновение в экономическую методологию идей К. Поппера, И. Лакатоша, Т. Куна (постпозитивистской философии науки); экспериментальная экономика, эволюционная экономика, риторика и постмодернизм. Перспективы развития экономической методологии.
Семинар «Особенности развития современной экономической методологии» (эвристическая беседа)
1. Проникновение в экономическую методологию идей К. Поппера, И. Лакатоша, Т. Куна.
2. Риторическая концепция метода экономической науки.
3 Обсуждение препринта Р.И. Капелюшникова «О современном состоянии экономической науки: полу-социологические наблюдения», 2018. (https://wp.hse.ru/data/2018/03/22/1163960887/WP3_2018_03.pdf)
Задания для самостоятельной работы
1.Изучить рекомендованную учебную литературу по указанной проблематике.
2. Назовите представителей основных экономических научных школ.
3. Изучить работы: Макклоски Д.H. (2011). Риторика экономической теории // Истоки: социокультурная среда экономической деятельности и экономического познания /Под ред. Я. И. Кузьмииова и др. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. С. 252-320; Макклоски Д. (2013). Экономика с человеческим лицом, или гуманомика // Вестник СП6ГУ. Сер. 5. Экономика. >А 3. С. 37-40.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару
Данная тема имеет важное значение в курсе дисциплины «Методология экономической науки». В обязательном порядке познакомьтесь с работами О.И. Ананьина, И.А. Болдырева, А.П. Заостровцева.
При подготовке к занятию обратите внимание на соотношение эволюционного и революционного накопления экономических знаний.
Сформулируйте понятие основного течения (мейнстрима) экономической науки в условиях многообразия современных экономических теорий.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Чем отличаются проблемный и прагматичный методы?
2. Изложите основные постулаты классической экономической теории.
3. Что нового внесли в экономическую теорию представители маржинализма.
4. В чем состоит существо практических предложений Дж. М. Кейнса?
5. Охарактеризуйте соотношение основного и альтернативных течений в современной науке?
6. Чем вызвано существование альтернативных экономических течений?
7. Насколько необходимы современной России научные исследования в области экономики?
РАЗДЕЛ 2. Эволюция метода экономической науки
Тема 2.1. Этап классики и неоклассики
Становление политэкономии как науки классического типа. Философские и общенаучные предпосылки в теориях Кенэ и Смита. Модель кругооборота общественного продукта. Теоретизация экономического знания. Методологические принципы Дж. С. Милля. Особенности методологии К. Маркса.
Методологические установки австрийской и кембриджской школы.
Семинар «Становление политической экономии как науки классического типа»
1.Философские и общенаучные предпосылки в теориях Кенэ и Смита; кругооборот общественного продукта – первая научная картина экономической реальности (а не анализ рыночной конкуренции).
2. Методология Дж. С. Милля.