Основные теоретические конструкты к пониманию психологической помощи в классическом психоанализе, аналитической психологии, индивидуальной психологи, психосинтезе, неофрейдизме

С точки зрения классического психоанализа, человек – это природное существо, которым управляют влечения, а также специфические психосексуальные переживания, относящиеся к первым шести годам жизни. В то же время, подчиняясь инстинктам жизни, человек ими направляется к росту, развитию и творчеству.

Используемые понятия и положения классического психоанализа: фазы психосексуального развития (оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная), феномен переноса, феномен сопротивления. З. Фрейд условно подразделяет психику человека на сознание, предсознание и бессознательное и выделяет в структуре личности: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Аналитическая психология (Карл Юнг). Юнг первым ввел в психологию понятие «коллективное бессознательное», тогда как до него у З. Фрейда и у всех сторонников психоанализа речь всегда шла только об индивидуальном бессознательном. Коллективное бессознательное – это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания.

Индивидуальная психологии (основоположник – Альфред Адлер). В отличие от З. Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности, как детерминант человеческого поведения,

Психосинтез (Роберто Ассаджиоли). Ассаджиоли считал, что если существует анализ (разложение на части), то существует и синтез (создание целого из частей). Для того чтобы найти причину дисгармонии, невроза, предпочтителен анализ. Для того чтобы создать гармонию, гомеостазис, предпочтителен синтез. Дисбаланс (психический дискомфорт) часто возникает потому, что наши психические процессы разрознены или даже противоречат друг другу. Р. Ассаджиоли считал, что в процессе психосинтеза нужно эти «части», эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом – объединить.

Неофрейдизм:

1) Концепция К. Хорни. В центре концепции– понятие “самореализации”, отражающее внутренее влечение к положительному развитию личностного потенциала. Соответственно, когда это стремление нарушается человек становится невротиком, переживающим внутренний конфликт. Цель психотерапии в концепции К. Хорни – помочь в решении подавленных внутренних конфликтов для высвобождения внутренних же конструктивных сил роста и развития. Психотерапия построена как процесс обучения.

2) Концепция Берна. Берн исходит из способности индивида осознать свое поведение и отделить неадекватные его структуры (“паттерны”) от себя. Поскольку у человека есть право выбора, он может стать независимым от своего прошлого, от навязанных ему стереотипов поведения и тем самым изменить судьбу.

3) Концепция Эрих Фромма (концепция гуманистического психоанализа). В основе гуманистического психоанализа лежит идея об общественной обусловленности психики, о понимании человека в контексте социальных условий его существования. По мнению Э. Фромма, свобода человека объединяет негативную «свободу от» и позитивную «свободу для». Развитие человечества идет по пути увеличения «свободы от», что ведет к отчуждению, которое становится всеобъемлющим фактором человеческого существования, в результате он «утрачивает свою самость», обретает свободу, но лишается социальной защищенности. Так возникает механизм «бегства от свободы».

13.    Научение как базовый концепт бихевиорального подхода к оказанию психологической помощи.

Сторонники бихевиоральной модели психологической помощи считают, что их практика тесно связана с разработанными в ходе эксперимента принципами научения. Термин научение подразумевает приобретение и, в различной степени, сохранение определенных навыков поведения.

Понятие научения первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э/ Торндайка, который в 1898 г. одним из первых провел научные эксперименты по исследованию научения через наблюдение.

Путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки) у человека и новые формы поведения у животных. Научение – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков. Научение выступает в качестве основного методического принципа и главной задачи бихевиорального направления психологической помощи.

Центральное место в этих теориях занимают процессы классического обусловливания и оперантного обусловливания и обучение по моделям. В соответствии с этим выделяют три типа научения: 1. Научение типа S, 2. Научение типа R и 3. социальное научение (или моделирование).

Первые два типа научения базируются на различных видах обусловливания. В основе научения типа S лежит классическое обусловливание, связанное с именем Ивана Петровича Павлова, который внес основополагающий вклад в теорию классических условных рефлексов.

Основная схема условного рефлекса S – R, где S – стимул, R – реакция (поведение). Результатом или продуктом научения по такой схеме является респондентное поведение – поведение вызванное определенным стимулом (S).

Hаучение типа R основывается на оперантной парадигме Скиннера. Стимул следует после поведенческой реакции, прямое подкрепление используется через поощрение и наказание. Результатом научения является оперантное научение, или оперант.

Третий тип научения – социальное научение, или научение по моделям. Оно предполагает научение посредством наблюдения и имитации социальных моделей поведения (Альберт Бандура).

Обычно выделяют 3 основных вида бихевиорального подхода к оказанию психологической помощи, непосредственно связанных с тремя типами научения:

1) направление, методически основанное на классической парадигме И.П. Павлова и использующее систематическую десенсибилизацию или другие приемы для редукции симптома;

2) направление, методически основанное на оперантной парадигме Б. Скиннера и использующее различные виды подкрепления;

3) направление, методически основанное на парадигме социального научения А. Бандуры и использующее моделирование.

В бихевиоральном направлении психологической помощи научение осуществляется непосредственно, являясь целенаправленным, систематическим, осознаваемым как психологом, так и клиентом процессом.

С точки зрения бихевиорального направления психологической помощи, поведение имеет свои закономерности, а потому предсказуемо и управляемо. В бихевиоральном направлении особый акцент делается на сильном влиянии окружающей среды на формирование и длительное сохранение поведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: