Цели и задачи бихевиорального направления психологической помощи. Область применения

Целью бихевириального направления психологической помощи является изменение модели поведения, которая не помогала справиться с психологической проблемой (а возможно, и порождала ее), и формирование модели поведения или отдельным поведенческим умениям и навыкам, способным вывести человека из фрустрационного тупика.

Клиент с помощью психолога находит эти модели поведения и отрабатывает их настолько, чтобы они могли успешно выполнить адаптационную (приспособительную) роль в тех ситуациях, которые ранее порождали психологические проблемы.

Существует три типа целей бихевириального направления психологической помощи, за достижение которых отвечает психолог:

– ознакомление с основами адаптивного поведения и усиление такого поведения. В ходе достижения этой цели перед психологом стоит следующая задача: помочь изменению неэффективного, неадаптивного поведения клиента. Жизнь клиента рассматривается как цепь отдельных поступков. Психолог работает с «тем, что есть», что можно увидеть в реальном поведении клиента, и что можно изменить благодаря научному планированию;

– ослабление и устранение неадекватных видов поведения. В ходе достижения этой цели перед психологом стоит следующая задача: установить, как клиент ведет себя в «естественном окружении». В рамках бихевиоризма анализ проводится по трехступенчатой модели: 1) предыстория, 2) результирующий поступок, 3) последствия такого поступка;

– снижение уровня нежелательных страхов и тревог. В ходе достижения этой цели перед психологом стоит следующая задача: понять последовательность событий, лежащих в основе поведения клиента, т.е. к пониманию функциональной картины, исходя из которой он разрабатывает программу изменения картины событий. Психолог акцентирует внимание на конкретных действиях и поступках. Клиент должен делать что-то конкретное: видимое, слышимое, ощущаемое.

Бихевириальное направление психологической помощи эффективно применяется в работе с лицами, страдающими неврозами, и просто с людьми, желающими изменить, устранить или, напротив, приобрести определенные навыки, умения и поведенческие реакции в быту и для конкретных видов профессиональной деятельности, обучиться навыкам общения. Также этот подход очень эффективен при работе с людьми, находящимся в состоянии депрессии. Кроме того, психологи могут учить клиентов управлять стимулами, связанными с адаптивными и неадекватными реакциями, учить преодолевать вредные привычки и овладеть навыками саморегуляции, а также использовать позитивное и негативное самоподкрепление.

Научение как базовый концепт бихевиорального подхода к оказанию психологической помощи.

Сторонники бихевиоральной модели психологической помощи считают, что их практика тесно связана с разработанными в ходе эксперимента принципами научения. Термин научение подразумевает приобретение и, в различной степени, сохранение определенных навыков поведения.

Понятие научения первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Эдуарда Ли Торндайка, который в 1898 г. одним из первых провел научные эксперименты по исследованию научения через наблюдение. В 1908 году Джон Бродес Уотсон повторил эксперименты Э. Торндайка. Э. Торндайк, и Дж.Б. Уотсон пришли к заключению о том, что научение может быть только результатом непосредственного опыта. Их эмпирические исследования убедительно свидетельствовали о том, что научение происходит только через взаимодействие организма со средой, а не в результате наблюдения за действиями другого.

Много внимания данному вопросу уделил в своих исследованиях Жан Пиаже. Он, изучая особенности мышления и поведения маленьких детей, пришел к выводу о невозможности научения через наблюдение. Ж. Пиаже считал, что детям необходимо иметь в своем распоряжении конкретный материальный опыт, а не его иллюстрацию. Дети должны иметь возможность выдвигать гипотезы и проверять их посредством собственных активных действий. Наблюдения за деятельностью других не формируют новых представлений у ребенка.

Путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки) у человека и новые формы поведения у животных. Научение – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков. Оно рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей, иными словами, научение является систематической модификацией поведения при повторении одинаковой ситуации. Научение выступает в качестве основного методического принципа и главной задачи бихевиорального направления психологической помощи.

Бихевиоральное направление психологической помощи по сути представляет собой практическое использование теорий научения, сформировавшихся в рамках бихевиоризма.

Центральное место в этих теориях занимают процессы классического обусловливания иоперантного обусловливания и обучение по моделям. В соответствии с этим выделяют три типа научения:

1. Научение типа S,

2. Научение типа R и

3. Социальное научение (или моделирование).

Первые два типа научения базируются на различных видах обусловливания. В основе научения типа S лежит классическое обусловливание, связанное с именем Ивана Петровича Павлова, который внес основополагающий вклад в теорию классических условных рефлексов.

Основная схема условного рефлекса S – R, где S – стимул, R – реакция (поведение). В классической Павловской схеме реакции возникают только в ответ на воздействие какого-либо стимула, т.е. безусловного или условного раздражителя. Результатом или продуктом научения по такой схеме является респондентное поведение – поведение вызванное определенным стимулом (S). Подкрепление связано со стимулом (S), поэтому такой тип научения, в процессе которого образуется связь между стимулами, обозначается как научение типа S.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: