Работа № 2: Идентификация фармпрепаратов методом тонкослойной хроматографии в незакрепленном слое сорбента

 

Цель: Приобрести практические навыки выполнения простейших операций метода ТСХ: подготовка тонкого слоя сорбента, нанесение анализируемых проб, хроматографирование в системе растворителей, идентификация фармпрепаратов по величине Rf.

Сущность метода   заключается в том, что разделение веществ проводят в тонком слое сорбента, нанесенном на пластинку. Классическая методика ТСХ включает в себя следующие операции: 1). подготовка тонкого слоя сорбента; 2). нанесение анализируемых проб; 3). хроматографирование в соответствующей системе растворителей; 4). детектирование разделенных зон (если, анализируемые вещества не окрашены); 5). идентификация веществ, на хроматограмме; 6). количественное определение разделенных компонентов.

Наиболее часто применяемые в ТСХ сорбенты - оксид алюминия, силикагель, целлюлоза. В случае использования первых двух принято считать, что механизм разделения адсорбционный, в случае целлюлозы - распределительный. Однако, как и в бумажной хроматографии, на практике часто имеет место комбинированный механизм распределения. Различают два типа используемых слоев: закрепленный и незакрепленный. Пластинки с закрепленным слоем готовят, заливая пластинки суспензией сорбента в воде или органическом растворителе с добавлением связующих веществ (гипс или крахмал).

Незакрепленный слой готовят, разравнивая сорбент по сухой, обезжиренной пластинке до слоя одинаковой толщины. Основные требования, предъявляемые к тонкому слою сорбента - максимальная равномерность и однородность. Оптимальной толщиной слоя в ТСХ считается 200-500 мкм. Главной трудностью и является как раз приготовление тонкого слоя, отвечающего этим требованиям. Преимущества незакрепленного слоя заключаются в том, что пластинки с ним готовятся легко, быстро и при помощи простого вспомогательного оборудования. Но из-за сложности приготовления равномерного слоя, на них трудно получить воспроизводимые результаты. Преимущества закрепленного слоя заключаются в том, что пластинки с ним обладают механической прочностью и их можно готовить впрок. В настоящее время в аналитической практике чаще используют пластинки, приготовленные в заводских условиях. Слой сорбента наносится на алюминиевую фольгу. При тщательной упаковке они хранятся очень долго, просты в использовании и дают хорошо воспроизводимые результаты.

Нанесение анализируемой пробы на пластинку проводят с помощью специальных микропипеток или калиброванных капилляров. Диаметр стартового пятна не должен превышать 3-4 мм, в противном случае на конечной хроматограмме будут очень большие расплывчатые зоны, перекрывающие друг друга.

При выборе растворителей для подвижной фазы учитывают их элюирущую способность, т.е. способность вытеснения ими адсорбированных соединений с сорбента. Существует несколько элюотропных рядов растворителей в порядке увеличения их элюирующей способности. Обычно используется смесь нескольких органических растворителей с разной полярностью (из начала и из конца элюотропного ряда), оптимальное соотношение которых определяется экспериментально.

Хроматографирование проводится в камерах подходящих размеров, снабженных герметично закрывающей крышкой. Используются три основных варианта хроматографирования:  восходящий, нисходящий, горизонтальный. На практике чаще всего пользуются восходящим хроматографированием. Хроматографирование заканчивается, когда фронт растворителя почти достигает противоположного края пластинки.

 

Детектирование (проявление) хроматограммы необходимо для обнаружения зон неокрашенных веществ. Детектирование проводят с помощью обработки хроматограммы соответствующими реактивами из пульверизаторов. Различают универсальные и специфические реагенты. К универсальным относятся: концентрированная серная кислота, фосфорномолибденовая и фосфорновольфрамовая кислоты - с последующим нагреванием пластинки, йод - пластинки помещают в камеру, насыщенную парами йода. Специфические реактивы используют для открытия отдельных групп веществ - чаще используются реакции на какую-либо функциональную группу. Идентификация веществ на хроматограмме проводится по величине Rf хроматографических зон:                  Rf = l А/ l В      где

l А - расстояние от линии старта до центра хроматографической зоны компонента А

l В - расстояние от линии старта до линии фронта растворителя.

Идентификация веществ по величине Rf бывает затруднена, а иногда практически невозможна, т.к.. она не является константой веществ, если эксперимент проводится не в строго стандартных условиях. Для надежной идентификации используют "хроматографирование со свидетелем", когда на хроматографическую пластинку параллельно с анализируемыми пробами наносят "свидетель" - вещество, наличие которого предполагают в пробе.

Количественное определение веществ в ТСХ проводят либо прямым методом (непосредственно на хроматограмме), либо косвенным методом (после выделения веществ из тонкого слоя). Прямые методы могут быть неинструментальными (сравнение площади зон анализируемых веществ со стандартом) и инструментальными - с использованием специальных приборов - денситометров. При косвенном определении вещество сначала вымывается (элюируется) из тонкого слоя, а затем определяется каким-либо инструментальным методом (спектроскопия в УФ- и видимой области спектра, флуориметрия, поляро- графия).

ТСХ является доступным и простым в исполнении методом и широко применяется для разделения смесей в фармацевтическом анализе, биохимии, клинической биохимии.

Сущность работы: Анализируемые фармпрепараты (антипирин, димедрол, папаверин, новокаин) различаются типом функциональных групп, поэтому их разделение методом ТСХ проходит достаточно эффективно, и Rf фармпрепаратов значительно отличаются. Это позволяет идентифицировать неизвестный фармпрепарат, сравнивая его Rf c Rf "свидетелей", капли которых наносятся на ту же самую пластинку.

Методика выполнения работы:

1. Определение проводится. методом ТСХ на незакрепленном слое сорбента. В качестве сорбента используются оксид алюминия. На чистую стеклянную пластинку помещают оксид алюминия, с помощью металлического валика добиваются получения тонкого равномерного слоя сорбента.

2. Готовят подвижный растворитель - смесь эфира и хлороформа 1:1.

3. На расстоянии не менее 1 см от края пластинки отмечают линию старта и на нее с помощью капилляра наносят через равные промежутки по капле определяемого фармпрепарата и каждого из "свидетелей".

4. Пластину с нанесенными пробами помещают в камеру (чашку Петри) с растворителем, находящуюся в эксикаторе, под углом 45-60о, т.е используется вариант восходящей хроматографии. Эксикатор плотно закрывают крышкой. Когда растворитель поднимется почти до верха пластинки, последнюю вынимают и отмечают линию финиша.

5. Пластинку сушат в вытяжном шкафу до исчезновения запаха растворителя. Хроматограмму детектируют (проявляют) в эксикаторе насыщенном парами йода. На дне эксикатора должны быть кристаллы йода.

6. После проявления отчетливых пятен всех веществ, пластинку вынимают из эксикатора и отмечают границы и центр каждого пятна.

7. Измеряют расстояние от линии старта до линии финиша (расстояние пройденное растворителем (l В) и расстояние от линии старта до центра каждого из пятен (расстояние пройденное фармпрепаратом l А).  Рассчитывают Rf неизвестного фармпрепарата и "свидетелей".

8. Идентифицируют неизвестный фармпрепарат, сравнивают его Rf c Rf каждого из свидетелей.

  Занятие № 19
   
Тема занятия: РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ 9 – КОЛЛОКВИУМ № 6 Решение ситуационных задач.
   
Цель занятия: Контроль освоения компетенций ОК-1, ОПК-7, ПК-10, приобретенных в результате лабораторного практикума и прослушанного лекционного курса по темам инструментального анализа: - оптические методы, - электрохимические методы; - хроматографические методы. Решение ситуационных задач по применению ИМА в анализе.
   
Компетенции, кото-рыми в результате изучения темы дол-жны овладеть студенты ОК–1 -Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. ОПК-7 -Готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач. ПК-10 -Способность к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью хими-ческих, биологических физико-химических и иных методов.
   
Методическое оснащение: Методические разработки для студентов,  «Справочник по аналитической химии» Ю.Ю. Лурье
   
Материальное–техническое оснащение: - Компьютерный класс - Видеопроектор

 

  Вопросы для обсуждения:
   
- теоретические: (темы рефератов) 1. Атомно-абсорбционная спектрометрия. Принцип метода. Схема установки. Возможности и значение метода. Анализ в атомно-абсорбционной спектрометрии. 2.  Эмиссионный спектральный анализ. Пламенная фотометрия. Применение методов в качественном и количественном анализах. 3. ИК- спектроскопия. Сущность метода. Область применения в фармации. 4.  Люминесцентный анализ. Сущность и классификация различных видов люминесценции, основные характеристики и закономерности. Количественный флуоресцентный анализ его применение. Флуоресцентные индикаторы. 5. Ионообменная хроматография. Сущность метода. Иониты. Применение ионообменной хроматографии. 6.  Газовая хроматография. Принципы и возможности метода. Схема прибора. Детекторы. Методы количественной обработки хроматограмм (абсолютной калибровки, внутренней нормализации, внутреннего стандарта). 7.  Жидкостная хроматография, высокоэффективная жидкостная хроматография. Сущность метода. Применение высокоэффективной жидкостной хроматографии в фармации. 8.  Адсорбционная хроматография. Тонкослойная хроматография (ТСХ). Сущность метода. Техника эксперимента. Количественные характеристики – коэффициент подвижности, относительный коэффициент подвижности, степень разделения, коэффициент разделения. Материалы и растворители, применяемые в методе ТСХ. 9.  Распределительная хроматография. Сущность метода, приёмы техники эксперимента на бумаге. Осадочная хроматография. Понятие о ситовой (эксклюзионной) хроматографии. Гель-хроматография, афинная хроматография. 10.  Кондуктометрический анализ. Принцип метода. Прямая кондуктометрия и кондуктометрическое титрование. 11.  Потенциометрический анализ. Принцип метода. Потенциометрическое определение рН. Потенциометрическое титрование. Сущность. Кривые потенциометрического титрования – интегральные, дифференциальные, кривые Грана. Применение метода. 12.  Полярографический анализ. Принцип метода. Полярографические кривые. Применение полярографии. 13.   Амперометрический анализ. Сущность. Кривые амперометрического титрования. Применение метода. 14. Кулонометрический анализ. Принцип метода. Прямая кулонометрия и кулонометрическое титрование. Применение метода.
   
- расчетные задачи:  Не предусмотрены
   
  Рекомендуемая литература
   
- основная: Харитонов Ю.А. Аналитическая химия (аналитика). Кн. 2. Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы анализа. Учеб.для вузов. - М: Высш. шк., 2014, - 559 с.
- дополнительная: Пономарев В.Д. Аналитическая химия. Ч. 2. Количественный анализ: - М: Высш. шк., 1982, - 288 с. Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. – М.: Химия, 1989, 480 с.
  Занятие № 20, 21
   
Тема занятия: Рубежный контроль 10 – ИТОГОВОЕ ТЕСТИРО-ВАНИЕ ПО КУРСУ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ Рубежный контроль 11 – СДАЧА ПРАКТИЧЕСКИ НАВЫКОВ
   
Цель занятия: Подвести итог освоения дисциплины путем сдачи студентами практических навыков и итогового тестирования по всему курсу аналитической химии.
   
Компетенции, кото-рыми в результате изучения темы дол-жны овладеть студенты ОК–1 -Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. ОПК-7 -Готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач. ПК-10 -Способность к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью хими-ческих, биологических физико-химических и иных методов.
   
Методическое оснащение: Методические разработки для студентов,  «Справочник по аналитической химии» Ю.Ю. Лурье
   
Материальное–техническое оснащение: Для каждого студента набор пробирок, центрифужная пробирка, стеклянная палочка, предметные стекла, держатель для пробирок, нихромовая проволока. Микроскоп, водяная баня, центрифуга. Фарфоровые тигли. Реактивы: кислоты - HNO3, H2SO4, HCl, CH3COOH; щелочи – NaOH, KOH, NH4OH; соли - NH4SCN (водный раствор и раствор в ацетоне), K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], NH4Cl, Co(NO3)2, ZnSO4, Na2HPO4, (NH4)2S2O8, AgNO3, MnSO4, Na2S2O3, K[BiI4], KI, SnCl2, NaBiO3, NH4F; металлы – Cu, Fe или Zn; окислители – PbO2, H2O2. Органические реактивы: родизонат бария, куркумин (куркумовая бумажка), фуксин, дифениламин, антипирин, хлороформ (или бензол), C2H5OH, дитизон, диметилглиоксим (реактив Чугаева), дифенилкарбазид, ализарин, 8-оксихинолин, магнезон-I, хинализарин, родизонат натрия, амиловый спирт, универсальный индикатор. соли – (NH4)2C2O4, NH4Cl, (NH4)2SO4, CaSO4, реактив Несслера, K2Cr2O7, CH3COONa, Na2HPO4, (NH4)2CO3, Na2CO3 (раствор и сухое вещество), NaHC4H4O6, Na3[Co(NO2)6], K[Sb(OH)6], K4[Fe(CN)6], K2[FeIO6], соли – Na2SO4, Na2SO3, Na2S2O3, Na2CO3, Na2HPO4, (NH4)2C2O4, CaCl2, NaF, AgNO3, BaCl2, Pb(CH3COO)2, CuSO4, магнезиальная смесь (MgSO4 + NH4OH + NH4Cl), (NH4)2MoO4, нитропруссид натрия - Na2[Fe(CN)5NO]. Окислители: KMnO4, K2Cr2O7, I2, H2O2, H2SO4 конц., HNO3 конц. Соли – KCl, KBr, KI, KNO2, KNO3, CH3COONa, AgNO3, FeCl3, Na2S2O3, NH4Cl, FeSO4, (CH3COO)2Pb, (NH4)2CO3; окислители - KMnO4, K2Cr2O7, хлорная вода, H2SO4 (конц.); металлы – Zn, Al, Cu. Весы аналитические, весы аптечные с разновесами. Набор для титрования на одного студента: бюретка на 25 мл, мерная колба на 100 мл, пипетка на 10 мл, 2 конические колбы на 100 мл, стакан на 50 мл. Титрованные растворы - HCl, NaOH, ЭДТА-Na, KMnO4, I2, AgNO3, Na2S2O3. Установочные вещества. Индикаторы.
   

 

  Вопросы для обсуждения:
   
- теоретические: (пример ситуационной задачи) На анализ получен раствор CuSO4 5% - 100 мл. 1. Осуществить идентификацию вещества. Предложить и провести не менее двух качественных реакций на катион и анион. 2. Разработать методику количественного анализа, исходя из имеющегося оборудования, посуды и реактивов. Провести количественное определение и рассчитать результат анализа. 3. Решение задачи представить в форме протокола и пройти собеседование по проведенному анализу с преподавателем.
   
- расчетные задачи:  Не предусмотрены
   
  Рекомендуемая литература
   
- основная: Харитонов Ю.А. Аналитическая химия (аналитика). Кн. 1. Общие теоретические основы. Качественный анализ. Учеб.для вузов. - М: Высш. шк., 2014, 615 с. Харитонов Ю.А. Аналитическая химия (аналитика). Кн. 2. Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы анализа. Учеб.для вузов. - М: Высш. шк., 2014, - 559 с.
- дополнительная: Пономарев В.Д. Аналитическая химия. Ч. 1. Теоретические основы. Качественный анализ: - М: Высш. шк., 1982, - 304 с. Пономарев В.Д. Аналитическая химия. Ч. 2. Количественный анализ: - М: Высш. шк., 1982, - 288 с. Пономарев В.Д. Практикум по аналитической химии. - М: Высш. шк., 1983, - 271 с. Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. – М.: Химия, 1989, 480 с.
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: