Формирование экологических взглядов в процессе обучения биологии

Экологическое воспитание на уроках биологии

Урок является основной формой организации учебного процесса по экологическому воспитанию в школе. По определению И.Н. Пономаревой «урок - это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом - постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся - по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении» [12]. В настоящее время, во многих школах такой дисциплины как «Экология» нет, причиной тому служит нехватка часов. В связи с этим вопросы экологического воспитания и образования в школе возлагаются на весь учебно-воспитательный процесс, и большую роль в этом играют уроки биологии.  Перед учителем во время обучения стоят три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Система экологического воспитания школьников на уроках биологии включает практические и лабораторные работы, лекции, беседы, работы по карточкам, которые содержат вопросы по основам экологии [13].

По данным исследователей, грамотно выбранные условия, методы и методические приёмы имеют огромное значение в методике экологического воспитания. Внешние и внутренние обстоятельства учебно-воспитательного процесса, являются условиями для реализации воспитательного момента в обучении биологии. Дети приобретают знания, умения и навыки, которые в свою очередь формируют ценностно-ориентировочное отношение к окружающей среде, социально значимых взглядов.

Исследователями были выделены две группы условий: методические и психолого-педагогические. Данные условия необходимо соблюдать в образовательном процессе, для более эффективного экологического воспитания.

Для решения задач экологического воспитания в биологическом образовании выделяют наиболее эффективные методы и приёмы:

• апелляция к личному опыту общения школьников с природой;

• анализ экологически ценностных суждений деятелей науки, литературы и искусства;

• создание словесного, изобразительного или графического образа единства человека с природой;

• создание ситуаций морального выбора, вербальных, реальных, игровых ситуаций оценки и самооценки, поощрения;

• оценка общественного мнения по поводу экологических проблем;

• реальная природоохранительная деятельность;

•   анализ примеров экологически нецелесообразного поведения [14].

Если провести анализ учебного содержания курса биологии в 6 классе то, можно увидеть, что курс биологии даёт ученикам возможность овладеть систематизированными знаниями о растительном мире, установить природные причинно-следственные связи, усвоить закономерности жизни, применить эти знания в практической деятельности, в том числе и природоохранной.

Для экологического воспитания школьников, в рамках школьной программы, много возможностей даёт царство «Животные». При изучении данного раздела в седьмых классах необходимо раскрывать вопросы о многообразии представителей животного мира, их распространении в природе в зависимости от экологических факторов. Целесообразно обсуждать вопросы о сложных биотических взаимоотношениях между животными как одного вида, так и разных видов, а также между животными и растениями, т.к. было доказано, что растительные сообщества не могут полноценно функционировать без животных. Огромное значение нужно придавать тому, что роль животных велика не только в природе, но и в жизни человека. При изучении данного раздела очень важно, чтобы учащиеся получили общие представления о рациональном использовании животных, под которым понимается соблюдение основных правил промысла, охоты.

Не стоит забывать об аспектах культурного экологически грамотного поведения людей в природе. Необходимо знакомить детей с охраной животных. В старших классах большое значение имеет вопрос о загрязнении окружающей среды. В результате деятельности человека, в настоящее время, происходит загрязнение окружающей среды оксидами серы, азота, углекислым газом, сероводородом и др. опасными соединениями. Поэтому важно делать большой упор на загрязнения окружающей среды и сохранении видов растений и животных.

Однако учителя биологии на своих уроках отводят небольшую часть времени для решения экологических задач. Поэтому необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы работа по экологическому воспитанию велась не только на уроках, но и во внеурочной и внеклассной работе, которая обладает большим потенциалом для формирования экологической культуры [15].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: