Экологическое воспитание во внеклассной деятельности

Внеклассная работа строится на основе интереса и самодеятельности учащихся и  определяется педагогами как деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной.

Её целью является удовлетворение запросов детей, которые  интересуются биологией [10]. Содержание внеклассной работы может быть развёрнуто на основе изучения жизни человека и его единстве с природой и экосистемами. Эта работа дополняет урок. Рассмотрение проблем экологии в другой, по сравнению со школьной программой, логике определяет их взаимосвязь. Краеведческий принцип изучения и охраны окружающей среды стоит в основе внеклассной работы. Изучая окружающую среду на внеклассных занятиях, дети учатся давать обоснования целесообразных норм и правил поведения на природе. Важное требование к внеклассной работе –

это тесная связь ее с жизнью. Эффективность внеклассных занятий значительно повышается при условии, если они проводится систематически и регулярно [18].

Во время внеклассной работы учитель имеет большие возможности в сравнении с уроком. Он организовывает всевозможные дискуссии, обсуждения всевозможных экологических проблем, которые играют важную роль в обучении. Если воспитание проводить при максимально возможном общении детей с природой, то воспитательные возможности возрастают. Дети с большим интересом относятсяк разрешению поставленных учителем задач [19].

Существует большое количество форм организации учебного процесса. Примером могут служить: экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, игры, секции юннатов и др. Учителю необходимо стремиться использовать это многообразие.Выбор форм организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов, прежде всего: от содержания и направленности воспитательных задач, уровня воспитанности учащихся, возраста, личностного и социального опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, особенностей региона, технических и материальных возможностей школы; уровня профессионализма учителя. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.

В экологическом воспитании целесообразно использовать такую форму как экскурсии. Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Ученикам можно дать различного рода задания по выявлению негативного воздействия человека на окружающую среду. Это выявление загрязнений территории, состояние растительного покрова, следу человеческой деятельности и т. д. Перед экскурсией необходимо провести беседу, что поможет заинтересовать детей и призвать к активным действиям по охране окружающей среды. Перед началом экскурсии следует познакомить детей с правилами поведения на природе и техникой безопасности. Работа на природе с экологическим уклоном вызовет у детей большой интерес, поможет воспитать бережное отношение к природе.

На экскурсии формируется система представлений о природных комплексах, помимо этого дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать [20].

Примером служит проведение экскурсии в природное сообщество, на которой учитель может показать негативное влияние деятельности человека на окружающий мир и объяснить, к каким последствиям может привести подобное отношение. В процессе экскурсии можно предложить школьникам придумать пути разрешения данной проблемы.

 

Кружок.

Учащиеся проводят коллективные наблюдения за объектами природы, ставят опыты, собирают результаты. Задача учителя – организовать занятия детей таким образом, чтобы работа в кружке не дублировала классную работу. Работа детей в кружке даёт возможность глубже изучить предмет, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Работа в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к учёбе. Кроме того, кружок способствует природоохранительному воспитанию. У детей развивается чувство любви к природе, ответственности за сохранение её богатств.

Содержание и тематика кружковых занятий зависит от того, какое направление во всей экологической работе будет принято за главное.

В экологическом воспитании школьников велика роль знаменательных дней (например, «День окружающей среды»), игр на экологические темы, экологические праздники.

Экологический праздник. Экологический праздник – это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определённой дате (например, «День птиц» - Всемирный день охраны среды).

Выделяют следующие экологические игры [21]:

а) соревновательные экологические игры – тип экологической игры, основанной на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений, навыков. Различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью. Виды конкурсов: конкурс – аукцион, конкурс проектов, кроссвордов, конкурс – марафон, экологическая викторина, КВН.

б) ролевые экологические игры - тип экологической игры, основанной на моделировании социального содержания экологической деятельности, соответствующих ролей, системы отношений и т. д. Ролевые (сюжетные) игры инициируют условия воображаемой ситуации, а участники игры выполняют определённые роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни. Проведение ролевых игр требует серьёзной предварительной подготовки, вовремя которой будущие «специалисты» повышают свою профессиональную компетентность в соответствующих областях знаний, чтобы не проиграть (приложение А).

в) имитационные экологические игры - это тип экологических игр, основанный на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры включают широкий диапазон от несложных игр до компьютерного моделирования.

Однако, какая бы форма воспитания со школьниками не избиралась учителями, нельзя обойтись без метода проектов.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом.

Особая значимость метода проектов заключается в том, что:

- метод проектов открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;

- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе, стимулирующем детскую активность;

- метод, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающей средой, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет вести ребёнка по ступеням роста от проекта к проекту.

При правильной организации учебной и внеклассной работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы, но, главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у детей формируется стойкий интерес к природе [22].

Пример: Провести игру, и дать детям пофантазировать. Например, представить будущее, в котором человек достиг максимального уровня загрязнения планеты, но у него есть альтернативные источники для обеспечения своей жизни. В процессе игры дети должны ответить на следующие вопросы:


     1.Как будет выглядеть мир без деревьев? Возможна ли жизнь без них? Почему?

2. Какое влияние будет иметь загрязнение Мирового океана на жизнь на Земле? Будет ли жизнь? Почему?

3. Подумать над способами отчистки Земли от этого загрязнения

4. Как мы можем предотвратить картину, которая сложилась в результате игры.

5. Сделать выводы.

В качестве примера внеклассного мероприятия экологической тематики приводится «Планета Зелёных» (приложение А).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На сегодняшний день в мире сложилась не лучшая обстановка. Близость экологической катастрофы ставит перед человечеством важную задачу - сохранение экологических условий для жизни на Земле. В связи с этим вопрос экологической грамотности и культуры у будущего поколения является одним из важных. Большой вклад в улучшении экологического положения несёт экологическое воспитание. Оно осуществляется через разные виды деятельности: кружки, краеведческая деятельность, общественно полезные работы, внеурочная и внеклассная работа и т.д. Поэтому, основу экологической культуры составляют экологические знания. Теоретической базы для этого разработано достаточно. Определены принципы, цели, задачи, формы и методы работы, которые способствуют формированию экологической культуры.

    Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися и родителями.

    В настоящее время, идеи экологического воспитания очень актуальны. Но нам недостаточно только осуществлять экологическое воспитание посредством обучения. Важной составляющей в этой сфере является личный пример для подрастающего поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: