Этноцентризм – тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной культуры. Он укрепляет ощущение единства, преодолевая противоречия внутри группы и объединяя людей, даже если они разделены экономическими конфликтами и социальным неравенством, и одновременно отдаляет людей, усиливая их неприязнь к другим группам.
Этноцентризм препятствует научному исследованию культуры. Мы должны рассматривать поведение других народов не в контексте своей культуры, а в свете присущих им ценностей, убеждений и мотивов. Такой подход называется культурным релятивизмом.
Социокультурные суперсистемы
I. В современном мире четко просматриваются идущие из истории две основные социокультурные тенденции (взаимодействующие, обогащающие друг друга, но сохраняющие свою целостность): Запад и Восток. Их различия:
1.В отношении личности западный человек основывает видение мира на самом себе, а Восток культивирует идею отказа от личного Я в пользу безличного абсолюта.
2.В отношении к миру, к реальности Запад склонен подчеркивать активную позицию человека по отношению к внешнему миру. Восток предпочитает уход в себя, в поиск нирваны как подлинного смысла бытия человека.
3.В отношении возможностей разума для Запада характерны рациональность, прагматизм. Восток тяготеет у интуитивному познанию, чем и обусловлено внимание к медитации и самовнушению.
II. П.Сорокин, и в этом его большая заслуга перед социологической мыслью, принципиально изменил подход к анализу великих культурных традиций. Он выделил 3 типа социокультурных суперсистем:
1. Умозрительная (идеациональная) культура характеризуется следующими признаками:
а)реальность по своей природе духовна, нематериальна; она вечна и неизменна;
б)потребности и цели людей в основном духовны;
в)для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.
2.Признаки чувственной культуры прямо противоположны:
а)реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;
б)потребности и цели людей чисто плотские или чувственные (голод, жажда, секс, убежище, комфорт);
в)для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.
3.Промежуточная идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшение самого себя, так и трансформации окружения.
На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.
Лекция №6
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПСИХОЛОГИИ
Психология - отрасль науки, изучающая психику человека и еевысшую форму - сознание. Понятие психология переводится как наука о душе.