Продолжительность 2 часа
1. Понятие аргументации. Структура доказательства.
2. Правила относительно тезиса, аргументов и демонстрации.
3. Основные ошибки доказательства и опровержения.
4. Логическая структура вопроса и ответа.
При подготовке к первому и второму вопросу выясните соотношение понятий аргументация и доказательство. Элементами структуры доказательства являются: тезис, аргументы и демонстрация. Запомните, каковы требования к тезису доказательства, аргументам и процессу демонстрации.
В третьем вопросе проработайте типические ошибки доказательного процесса. Попробуйте применить полученные знания к юридической практике.
При подготовке к четвертому вопросу выясните, какие типы вопросов существуют и каковы их особенности. Что такое ответ и какие виды ответов вам известны. Наконец, продумайте, как логика вопросов и ответов применяется в юридической деятельности.
Литература
Основная
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 10, 11.
|
|
Дополнительная
1. Котляр Н.П. Логика. Конспект лекций. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.
2. Котляр Н.П. Как решать задачи по логике на экзамене. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.
3. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. // Логика и риторика. Минск: ТетраСистемс, 1997. С.471-589. (Или в "Вопросах философии" 1990, № 3. С. 60-133.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
СТУДЕНТОВ
Специальность 030501 Юриспруденция
Москва
2009 г.
Введение
Данные методические указания составлены для помощи студентам, изучающим формальную логику и испытывающим затруднения при решении практических задач.
Методические указания состоят из трех разделов, соответствующих учению о понятии, учению о суждении и учению об умозаключении.
В данные указания вошли не все типы задач, обычно применяемые на семинарских занятиях и на экзаменах, а только те, которые наиболее часто встречают затруднения у студентов.
Обращаем внимание на то, что данные Методические указания ни в коей мере не заменяют учебное пособие или словарь по логике. Напротив, обращаться к Указаниям имеет смысл только тогда, когда вы усвоили основное содержание темы по учебнику или конспекту лекций.
Таким образом, сначала следует внимательно изучить теорию вопроса, изучить образцы решения задач, приведенные в учебнике и конспектах лекций, и только потом переходить к Методическим указаниям.
Раздел 1. Понятие.
Цель занятия: обучить студентов технике работы с понятиями, дать представление об обобщении и ограничении, определении и делении понятий.
|
|
Основные понятия: имя, понятие, смысл имени, объем понятия, содержание понятия, деление понятия, определение понятия, классификация понятий, обобщение понятий ограничение понятий.
План работы:
Понятие – это форма мысли, в которой обобщаются признаки какого-либо множества (вещи или явления) и выделяются по отличительному для них признаку.
В теме «Понятие» исследуются следующие операции:
1.Обобщение и ограничение понятия.
2.Установление отношений между понятиями при помощи кругов Эйлера.
3.Определение понятий.
4.Деление понятий.
Для того чтобы правильно решать задачи этого раздела, запомните, что понятие имеет две основных характеристики: объем, то есть множество (класс) предметов, относящихся к понятию, и содержание, то есть совокупность признаков (существенных или не существенных), отличающих данное множество от других..
Обобщение и ограничение понятий
Пусть нам надо обобщить понятие.
А) Сначала вспомним, что такое обобщение понятий. – Обобщение – это логическая операция, состоящая в переходе от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Б) Вспомним, что такое ограничение понятия. – Ограничение понятия – это логическая операция, состоящая в переходе от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом.
В) Вспомним, что между объемом и содержанием понятия соблюдается обратно-пропорциональная зависимость. Следовательно, чтобы ограничить объем понятия, необходимо увеличить его содержание, то есть придать понятию дополнительные признаки, сделать понятие менее неопределенным, более конкретным.
Напоминаем вам, что типичной ошибкой в операциях обобщения и ограничения понятий, является подмена их операцией часть-целое.
Например, нельзя ограничивая понятие «километр» получить понятие «метр». Между метрами и километрами нет родовидовых отношений. Между ними отношения части и целого.
Вопросы и упражнения:
1. Ограничьте понятия: Студент, преступление, право.
2. Скажите, что является пределом обобщения и ограничения?
Установить отношение между понятиями при помощи кругов Эйлера.
Пусть нам надо установить отношения между понятиями: «выдающийся полководец», «выдающийся русский полководец», «А.В. Суворов», «Ганнибал».
Для этого прочтите в учебнике теорию вопроса.
Выразите указанные понятия при помощи кругов Эйлера.
Определите отношения между указанными понятиями и подпишите их словами.
Вопросы и упражнения:
1. Определите отношение между следующей группой понятий: преступность, хулиган, малолетний преступник, подросток.
Определение понятий
А) Сначала необходимо вспомнить, что такое определение. Определение – это логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия путем перечисления входящих него признаков.
Б) Вспомним далее, что теория определения считает, что идеальное определение имеет вид дефиниции, в которой объем определяемого понятия равен объему определяющего понятия.
В) Наконец, вспоминаем правила определения. (1.Правило соразмерности; 2.Правило запрета круга; 3.Правило неотрицательности; 4.Правило ясности.)
Вопросы и упражнения:
1. Укажите вид определений: "Квадрат – это прямоугольник с равными сторонами". "Термин "юридический" означает "относящийся к правоведению, правовой".
2. Проверьте правильность определения: "Попугай – это тропическая птичка с ярким и пестрым оперением".
Деление понятий.
Деление – это логическая операция, при которой объем некоторого понятия (делимого понятия) распределяется по группам (подмножествам), называемым членами деления, в зависимости от какого-нибудь признака, называемого основанием деления. Члены деления при этом являются соподчиненными понятиями.
|
|
Вопросы и упражнения:
1. Проверьте правильность деления: «Пословицы бывают древними, современными, бытовыми, грубыми».
2. Солнечная система делится на: Меркурий, Венеру, Землю, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Литература
Основная
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 1, 2, 3.
Дополнительная
3. Котляр Н.П. Логика. Конспект лекций. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.
4. Котляр Н.П. Как решать задачи по логике на экзамене. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.
Раздел 2. Суждения
Суждение – это форма мысли, в которой некоторой вещи или явлению приписывается или отрицается некоторое свойство.
Суждение может быть истинным или ложным.
Суждения, имеющие структуру S есть (не есть) Р (или A R B), называются простыми. Сложные суждения представляют собой цепочки простых суждений, связанных логическими союзами.
Задачи и упражнения этого раздела для простых суждений связаны, как правило, со следующими действиями:
1.Выяснением количества и качества простого суждения.
2.Выяснением распределения терминов в суждении.
3.Выяснением отношений между простыми категорическими суждениями.
Для сложных суждений заданиями, обычно, является:
1.Нахождение эквивалентности сложных суждений.
2.Нахождение логического следования.
3.Формулирование сложного суждения, противоречащего данному.