Воспитывающая среда – организация жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающим миром. Дети с нарушением интеллекта имеют узкую однородную среду обитания и общения, бедный поведенческий опыт, скудные представления об окружающем мире. Воспитывающая деятельность – вовлечение ребенка в различные виды деятельности. Происходит осмысление, самоощущение себя в реальной жизни. Дети с нарушением интеллекта имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений.
Физкультурная деятельность решает ряд важных задач:
- воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности;
- воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям;
- формирование положительной мотивации, интереса к физкультурно-спортивной деятельности;
- воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование коммуникативного поведения;
- воспитание ответственности, инициативы, настойчивости в преодолении трудностей;
|
|
- воспитание дисциплины, умение управлять своими эмоциями, подчиняясь общим правилам и нормам социального поведения;
- формирование навыков самовоспитания: самооценки, самоконтроля, самодисциплины.
Методы взаимодействия педагога и занимающихся
Индивидуальные занятия проводятся с детьми надомного обучения, имеющие сложные нарушения развития. Индивидуализируется содержание, методы, приемы лечебных и коррекционных мероприятий.
Индивидуально-групповые занятия. Формируется группа от 2-3 до 6-8 человек с приблизительно одинаковыми нарушениями (осанка).
Малогрупповые занятия (10 человек). Недостаток – ограниченный индивидуальный подход.
Методы психического регулирования
Дети могут приходить на урок физической культуры с разным настроением. Приемы для оптимизации состояний:
- доброжелательный стиль общения;
- выраженное внимание к каждому ученику;
- позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание оптимизма, эмоционального комфорта и безопасности;
- постановка общей цели;
- адекватность средств, методов и методических приемов;
- примирительные акты в случае конфликтов;
- методы внушения для снятия страхов, тревоги, стресса;
- театрализованный формы занятий (сказкотерапия).
Принципы адаптивной физической культуры
Педагогические принципы адаптивной физической культуры, используемые в работе с детьми с нарушением интеллекта.
Принцип диагностирования:
- необходимость учета основного дефекта;
- учет сопутствующих заболеваний;
|
|
- учет вторичных отклонений;
- учет медицинских показаний и противопоказаний;
- учет особенностей психических и личностных качеств;
- учет нарушенных и сохранных функций опорно-двигательного аппарата;
- учет уровня физического развития;
- учет уровня физической подготовленности.
Принцип дифференциации и индивидуализации:
- объединение занимающихся на занятии в относительно однородные группы (возраст, пол, уровень развития двигательных качеств);
- индивидуальная работа с каждым занимающимся с учетом его особенностей физического и психического развития, способности к обучению, двигательного опыта;
Принцип коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий:
- коррекция и активное развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей, волевых и нравственных качеств средствами адаптивной физической культуры;
- преодоление, сглаживание, ослабление недостатков, обусловленных патологическими нарушениями.
Принцип учета возрастных особенностей:
- учет неравномерности процесса индивидуального развития всех физиологических и психологических функций;
- сенситивные периоды у детей с нарушением интеллекта наступают позднее на 2-3 года;
- динамика физических и психических возможностей обучающихся индивидуальна.
Принцип адекватности педагогических возможностей:
- соответствие коррекционных задач, средств, методов, методических приемов адаптивной физической культуры должен соответствовать функциональному состоянию занимающегося.
Принцип оптимальности педагогических воздействий:
- разумное балансирование величины психофизической нагрузки;
- стимуляция адаптационных процессов;
- оптимальная реакция организма на физическую нагрузку.
Принцип вариативности педагогических воздействий:
- многообразие физических упражнений, условий их выполнения;
- способы регулирования эмоционального состояния;
- воздействие на различные сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику.
Принцип приоритетной роли микросоциума:
- влияние семьи, учителей, воспитателей, педагогов, психологов, друзей, сверстников на воспитание личности ребенка;
- при проведении занятий по адаптивной физической культуре необходимы мастерство, профессионализм, личное обаяние педагога, умение организовать взаимодействие учащихся и взрослых, создание психологического климата доверия, доброжелательности, своевременная похвала и одобрение, обеспечение безопасности.
Особенности занятий адаптивным физическим воспитанием