Дошкольники с нарушением интеллекта во время занятий физическими упражнениями испытывают следующие трудности:
- нечеткость движений;
- не выдерживают заданной амплитуды;
- выполнение движений с несоразмерными мышечными напряжениями;
- затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил, условий;
- трудность в усваивании названий частей тела и движений;
- медленное усвоение и быстрое забывание предлагаемого материала;
- дыхание поверхностное, неритмичное (учащение дыхания при небольшой нагрузке);
- неумение произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движениями;
- при ходьбе и беге излишнее напряжение мышц, чрезмерное размахивание руками, недостаточно координируют движения рук и ног;
- не могут долго научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах;
- при метаниях очень резко сжимают мяч и производят движение рукой, не выпуская мяча;
- недостаточность статической координации (затруднения в принятии определенной позы, качаются, падают, сходят с места).
Несмотря на разнообразие проявлений нарушений в двигательной сфере дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии, среди них можно выделить три основных варианта поведения:
1. Наиболее благополучный. Дети интересуются занятиями, охотно идут на контакт с педагогом. Они активны, хотя быстро утомляются. Вынимание не устойчиво. Охотно переключаются с одного вида занятий на другой. К правильным действиям их побуждает похвала, одобрение, улыбка педагога.
2. Дети активные, подвижные, но суетливые и капризные. Бывают агрессивны по отношению друг к другу, драчливы, беспокойны, упрямы, не всегда организованы. Среди них есть «моторно неловкие», плохо справляющиеся с движениями, отсюда ряд неудач в выполнении заданий и последующая агрессия. На замечания взрослых реагируют негативно. Неудача их делает еще более упрямыми. Требованиям взрослых подчиняются не всегда, не сразу и не полностью. Невнимательны, нетерпеливы, отвлекаются. Нуждаются в постоянной организации деятельности, т.к. их деятельность не целенаправленна.
3. Малоподвижные дети, пассивные, физически недостаточно развиты, мелкая моторика затруднена, нарушена координация движений. В массе застенчивы, не уверены в себе. При неудачах в движении ищут поддержки у взрослых; требованиям взрослых охотно подчиняются. Радостной улыбкой встречают поощрение, похвалу, ласку; на замечания реагирую слезами или молчанием, иногда просят помочь. Интерес к занятиям нестойкий, но когда войдут в работу, то переключаются на другое задание с трудом. Интереса к игре и игрушкам большей частью не проявляют.
С учетом этих особенностей должна строиться вся работа с ними.
Большое значение имеет индивидуальный подход и эмоциональная насыщенность занятия.
Широкое применение имеют игровые упражнения и подвижные игры:
- способствуют развитию основных движений и физическому развитию в целом;
- способствуют умственному развитию, в частности совершенствованию внимания, восприятия, памяти, речи и т.д.
Рекомендуется совместное выполнение упражнений с детьми. При этом выполняемые упражнения должны сопровождаться словесным объяснением.
Особое внимание отводится воспитанию правильной осанки умственно отсталых дошкольников. Приветствуется музыкальное сопровождение на занятиях.
Необходимо уделять внимание развитию координации движений, ориентировки в пространстве, чувству ритма (Филипова С.О. 2004).