Выбор посадок для подшипников качения

Условие. Для подшипника качения (табл. 7.1, рис. 7.1) выбрать посадки внутреннего и наружного колец. Начертить схемы полей допусков посадок. Вычертить сборочный чертеж, а также чертежи вала и корпуса с простановкой полей допусков, шероховатости, допусков формы и расположения.

 

Таблица 7.1

Вариант

Условное обозначение подшипника

Класс точности Реакция опоры радиальная Fr, H Нагрузка осевая Fa, Н          Вал     Корпус       Вращающаяся деталь Вид нагрузки*
1

2

3 4 5 6 7 8 9
1

106

4 4200 - 0,6 - Вал 1
2

60309

6 10000 - 0,7 - Вал 2
3

112

5 8000 - - - Вал 3
4

306

4 17000 - - 0,8 Корпус 1
5

3056306

6 11000 500 - - Корпус 2
6

308

5 11000 - 0,7 - Вал 3
7

2204

4 10000 - 0,8 - Вал 4
8

32205

5 6000 - - - Вал 1
9

3056315

4 16000 500 - - Корпус 4
10

212

5 9000 - 0,6 - Вал 1
11

60206

6 8000 - 0,7 - Вал 2
12

2208

5 7000 - - - Вал 3
13

206

4 8500 - - - Вал 1
14

3056309

6 12000 700 - - Вал 2
15

60207

5 10000 - 0,7 - Вал 3
16

180206

4 12000 - - 0,8 Корпус 4
17

2211

6 19000 - - - Корпус 1
18

207

5 6700 - 0,6 - Вал 3
19

3056308

4 8500 800 - - Вал 4
20

180207

6 14000 - - - Корпус 2
21

208

5 15000 - - 0,8 Корпус 3
22

2213

6 12000 - - - Вал 2
23

3056310

4 17000 1000 - - Корпус 4
24

180506

6 20000 - - 0,7 Корпус 1
25

209

5 15000 - 0,6 - Вал 3
26

3056310

4 13500 1000 - - Вал 4
27

60210

6 9000 - 0,8 - Вал 1
28

3056308

5 20000 1100 - - Корпус 3
29

42506

4 16000 - - 0,6 Корпус 1
30

2307

6 12900 - - - Вал 2
31

60308

5 10500 - 0,7 - Вал 3
32 2611

6

40000 - - 0,7 Корпус 1
33 211

5

17000 - - - Корпус 3
34 3056306

4

11000 1200 - - Вал 4
35 3056312

6

9000 2000 0,6 - Вал 1
36 180308

5

18000 - - - Корпус 3
37 32507

4

21000 - - 0,8 Корпус 1

Окончание табл. 7.1

1 2

3

4 5 6 7 8 9
38 2305

6

7400 - - - Вал 2
39 12609

5

18000 - 0,6 - Вал 3
40 32610

4

30000 - - 0,7 Корпус 1
41 407

5

22000 - - - Корпус 3
42 3056306

4

9000 2000 - - Вал 4
43 32605

6

10000 - 0,7 - Вал 1
44 3056308

5

25000 2500 - 0,8 Корпус 3
45 60307

4

17000 - - 0,6 Корпус 1
46 2306

6

7500 - - - Вал 2
47 12308

5

19000 - - 0,7 Корпус 3
48 60309

4

20000 - - 0,8 Корпус 1
49 108

5

8500 - 0,6 - Вал 3
50 3056310

4

1300 300 - - Вал 4
                   

 

Примечание. Виды нагрузок: 1 – спокойная;  2 – с умеренными толчками и вибрацией; 3 – с ударами; 4 – с ударами и вибрацией.

Указания к решению

Подшипники качения – стандартные узлы, обладающие полной внешней взаимозаменяемостью. Размеры подшипников, классы точности и допуски наружного и внутреннего колец регламентированы ГОСТ 520-2002.

Данные о конструктивных размерах подшипников приводятся в приложении Е, табл. Е.1. Данные о допускаемых отклонениях посадочных колец подшипников – в табл. Е.4 приложения Е. Посадки подшипников качения назначаются в зависимости от вида нагружения, которое может быть местным, циркуляционным и колебательным. Вид нагружения устанавливается по характеру действующих на подшипник сил и условий его работы [6]. При местном нагружении кольца подшипников должны устанавливаться с зазором или с небольшим натягом.   Поля допусков можно выбрать по табл. Е.2 приложения Е. Циркуляционно нагруженные должны иметь неподвижную посадку, которая назначается в зависимости от величины и интенсивности нагрузки Рr на посадочной поверхности кольца:

,

где Fr – радиальная нагрузка на подшипник, кН; b – рабочая ширина посадочного места, м; k1 - динамический коэффициент посадки (при нагрузке с умеренными толчками и вибрациями k1 = 1,0; при сильных ударах и вибрациях k1 = 1,8);  k 2 - коэффициент, учитывающий снижение посадочного натяга (при полом вале или тонкостенном корпусе k2 > 1, при сплошном вале и толстостенном корпусе k2 = 1) и определяемый  по табл. 7.2;  k3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки (Fr) между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой силы Fa на опору. Значения k3, зависящие от , приведены в табл. 7.2. Здесь b - угол контакта тел качения с дорожкой качения наружного кольца (значения его выбираются из [25]). Для радиальных и радиально-упорных подшипников при расположении тел качения в один ряд k3 = 1. По подсчитанной интенсивности нагрузки Pr выбирается посадка по табл. Е.3 приложения Е.

Таблица 7.2

Значения коэффициентов k2  и k3 [6]

dв/d или

D/Dк

Коэффициент k2 для

(F a /Fr)×ctgb

Коэффициент k3

вала

 корпуса
Cвы-ше До D/d£1,5 D/d = 1,5-2 D/d > 2- 3 для всех подшипников Свыше До
- 0,4 1,0 1,0 1,0 1,0 - 0,2 1,0
0,4 0,7 1,2 1,4 1,6 1,1 0,2 0,4 1,2
0,7 0,8 1,5 1,7 2,0 1,4 0,4 0,6 1,4
0,8 - 2,0 2,3 3,0 1,8 0,6 1,0 1,6
- - - - - - 1,0 - 2,0

Примечание. d и D – соответственно диаметры отверстия и наружной поверхности подшипника; dв -  диаметр отверстия полого вала; Dк – диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса.

 

Колебательно нагруженные кольца подшипников устанавливаются в корпус с основными отклонениями k и JS, а на вал – с отклонениями k, jS, h. Точность выполнения посадочных поверхностей в корпусе и на валу определяется классом точности подшипника. Для классов точности «Нормальный» и 6 рекомендуется для валов назначить квалитет IT6, а для отверстий – IT7, для классов точности 2, 4 и 5 – соответственно IT5 и IT6.

Допуски формы и расположения посадочных поверхностей принимаются по табл. Е.4 и Е.5 приложения Е.

Шероховатость посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов при осуществлении посадок, а также допуск торцового биения заплечиков вала и отверстия назначаются по табл. Е.6 приложения Е.

После определения посадок и отклонений посадочных поверхностей колец подшипников строятся схемы расположения полей допусков.

 

Пример. Для подшипника качения № 6-3056304 (d = 20 мм; D = 52 мм; B = 22,2 мм;  r = 2 мм)  6-го класса точности, нагруженного Fr = 6000 H, Fа = 1000 H, . Вращающаяся деталь – вал, вид нагрузки – с умеренными толчками.

 

Решение

1. При вращающемся вале и постоянно действующей силе Fr внутреннее кольцо нагружено циркуляционной, а наружное – местной нагрузками.

2. Интенсивность нагрузки

где k1 = 1; k2 = 1,6; при b=26o и  (Fa/Fr)ctgb = (1000/6000)0,966 = 0,161 k3 = 1 (табл. 7.2); b = В - 2r = 22,2 – 4 = 18,2 мм.

3. При Рr = 873 кН/м по табл. Е.3 приложения Е  для вала выбираем поле допуска k6, для отверстия в корпусе - поле допуска Н7 (см. табл. Е.2 приложения Е).

4. Схемы полей допусков приведены на рис. 7.2.

 

 


5. По табл. Е.4, Е.5, Е.6 приложения Е  принимаем допуски круглости, профиля продольного сечения, торцового биения и шероховатость вала и отверстия.

6. Эскизы подшипникового узла, вала и отверстия приведены на рис. 7.3.


Вопросы для контроля

1. Классы точности подшипников качения и на какие параметры подшипника они влияют?

2. Что такое циркуляционная, местная и колебательная нагрузки на кольца подшипника.

3. Условные обозначения подшипников качения с учетом их точности.

4. Обозначение посадок подшипников качения на чертежах.

 

Задача 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: