Условие. Для подшипника качения (табл. 7.1, рис. 7.1) выбрать посадки внутреннего и наружного колец. Начертить схемы полей допусков посадок. Вычертить сборочный чертеж, а также чертежи вала и корпуса с простановкой полей допусков, шероховатости, допусков формы и расположения.
Таблица 7.1
Вариант | Условное обозначение подшипника | Класс точности | Реакция опоры радиальная Fr, H | Нагрузка осевая Fa, Н | Вал | Корпус | Вращающаяся деталь | Вид нагрузки* | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1 | 106 | 4 | 4200 | - | 0,6 | - | Вал | 1 | |||
2 | 60309 | 6 | 10000 | - | 0,7 | - | Вал | 2 | |||
3 | 112 | 5 | 8000 | - | - | - | Вал | 3 | |||
4 | 306 | 4 | 17000 | - | - | 0,8 | Корпус | 1 | |||
5 | 3056306 | 6 | 11000 | 500 | - | - | Корпус | 2 | |||
6 | 308 | 5 | 11000 | - | 0,7 | - | Вал | 3 | |||
7 | 2204 | 4 | 10000 | - | 0,8 | - | Вал | 4 | |||
8 | 32205 | 5 | 6000 | - | - | - | Вал | 1 | |||
9 | 3056315 | 4 | 16000 | 500 | - | - | Корпус | 4 | |||
10 | 212 | 5 | 9000 | - | 0,6 | - | Вал | 1 | |||
11 | 60206 | 6 | 8000 | - | 0,7 | - | Вал | 2 | |||
12 | 2208 | 5 | 7000 | - | - | - | Вал | 3 | |||
13 | 206 | 4 | 8500 | - | - | - | Вал | 1 | |||
14 | 3056309 | 6 | 12000 | 700 | - | - | Вал | 2 | |||
15 | 60207 | 5 | 10000 | - | 0,7 | - | Вал | 3 | |||
16 | 180206 | 4 | 12000 | - | - | 0,8 | Корпус | 4 | |||
17 | 2211
| 6 | 19000 | - | - | - | Корпус | 1 | |||
18 | 207 | 5 | 6700 | - | 0,6 | - | Вал | 3 | |||
19 | 3056308 | 4 | 8500 | 800 | - | - | Вал | 4 | |||
20 | 180207 | 6 | 14000 | - | - | - | Корпус | 2 | |||
21 | 208 | 5 | 15000 | - | - | 0,8 | Корпус | 3 | |||
22 | 2213 | 6 | 12000 | - | - | - | Вал | 2 | |||
23 | 3056310 | 4 | 17000 | 1000 | - | - | Корпус | 4 | |||
24 | 180506 | 6 | 20000 | - | - | 0,7 | Корпус | 1 | |||
25 | 209 | 5 | 15000 | - | 0,6 | - | Вал | 3 | |||
26 | 3056310 | 4 | 13500 | 1000 | - | - | Вал | 4 | |||
27 | 60210 | 6 | 9000 | - | 0,8 | - | Вал | 1 | |||
28 | 3056308 | 5 | 20000 | 1100 | - | - | Корпус | 3 | |||
29 | 42506 | 4 | 16000 | - | - | 0,6 | Корпус | 1 | |||
30 | 2307 | 6 | 12900 | - | - | - | Вал | 2 | |||
31 | 60308 | 5 | 10500 | - | 0,7 | - | Вал | 3 | |||
32 | 2611 | 6 | 40000 | - | - | 0,7 | Корпус | 1 | |||
33 | 211 | 5 | 17000 | - | - | - | Корпус | 3 | |||
34 | 3056306 | 4 | 11000 | 1200 | - | - | Вал | 4 | |||
35 | 3056312 | 6 | 9000 | 2000 | 0,6 | - | Вал | 1 | |||
36 | 180308 | 5 | 18000 | - | - | - | Корпус | 3 | |||
37 | 32507 | 4 | 21000 | - | - | 0,8 | Корпус | 1 | |||
Окончание табл. 7.1 | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
38 | 2305 | 6 | 7400 | - | - | - | Вал | 2 | |||
39 | 12609 | 5 | 18000 | - | 0,6 | - | Вал | 3 | |||
40 | 32610 | 4 | 30000 | - | - | 0,7 | Корпус | 1 | |||
41 | 407 | 5 | 22000 | - | - | - | Корпус | 3 | |||
42 | 3056306 | 4 | 9000 | 2000 | - | - | Вал | 4 | |||
43 | 32605 | 6 | 10000 | - | 0,7 | - | Вал | 1 | |||
44 | 3056308 | 5 | 25000 | 2500 | - | 0,8 | Корпус | 3 | |||
45 | 60307 | 4 | 17000 | - | - | 0,6 | Корпус | 1 | |||
46 | 2306 | 6 | 7500 | - | - | - | Вал | 2 | |||
47 | 12308 | 5 | 19000 | - | - | 0,7 | Корпус | 3 | |||
48 | 60309 | 4 | 20000 | - | - | 0,8 | Корпус | 1 | |||
49 | 108 | 5 | 8500 | - | 0,6 | - | Вал | 3 | |||
50 | 3056310 | 4 | 1300 | 300 | - | - | Вал | 4 | |||
Примечание. Виды нагрузок: 1 – спокойная; 2 – с умеренными толчками и вибрацией; 3 – с ударами; 4 – с ударами и вибрацией.
Указания к решению
Подшипники качения – стандартные узлы, обладающие полной внешней взаимозаменяемостью. Размеры подшипников, классы точности и допуски наружного и внутреннего колец регламентированы ГОСТ 520-2002.
Данные о конструктивных размерах подшипников приводятся в приложении Е, табл. Е.1. Данные о допускаемых отклонениях посадочных колец подшипников – в табл. Е.4 приложения Е. Посадки подшипников качения назначаются в зависимости от вида нагружения, которое может быть местным, циркуляционным и колебательным. Вид нагружения устанавливается по характеру действующих на подшипник сил и условий его работы [6]. При местном нагружении кольца подшипников должны устанавливаться с зазором или с небольшим натягом. Поля допусков можно выбрать по табл. Е.2 приложения Е. Циркуляционно нагруженные должны иметь неподвижную посадку, которая назначается в зависимости от величины и интенсивности нагрузки Рr на посадочной поверхности кольца:
|
|
,
где Fr – радиальная нагрузка на подшипник, кН; b – рабочая ширина посадочного места, м; k1 - динамический коэффициент посадки (при нагрузке с умеренными толчками и вибрациями k1 = 1,0; при сильных ударах и вибрациях k1 = 1,8); k 2 - коэффициент, учитывающий снижение посадочного натяга (при полом вале или тонкостенном корпусе k2 > 1, при сплошном вале и толстостенном корпусе k2 = 1) и определяемый по табл. 7.2; k3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки (Fr) между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой силы Fa на опору. Значения k3, зависящие от , приведены в табл. 7.2. Здесь b - угол контакта тел качения с дорожкой качения наружного кольца (значения его выбираются из [25]). Для радиальных и радиально-упорных подшипников при расположении тел качения в один ряд k3 = 1. По подсчитанной интенсивности нагрузки Pr выбирается посадка по табл. Е.3 приложения Е.
Таблица 7.2
Значения коэффициентов k2 и k3 [6]
dв/d или D/Dк | Коэффициент k2 для | (F a /Fr)×ctgb | Коэффициент k3 | |||||
вала | корпуса | |||||||
Cвы-ше | До | D/d£1,5 | D/d = 1,5-2 | D/d > 2- 3 | для всех подшипников | Свыше | До | |
- | 0,4 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | - | 0,2 | 1,0 |
0,4 | 0,7 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,1 | 0,2 | 0,4 | 1,2 |
0,7 | 0,8 | 1,5 | 1,7 | 2,0 | 1,4 | 0,4 | 0,6 | 1,4 |
0,8 | - | 2,0 | 2,3 | 3,0 | 1,8 | 0,6 | 1,0 | 1,6 |
- | - | - | - | - | - | 1,0 | - | 2,0 |
Примечание. d и D – соответственно диаметры отверстия и наружной поверхности подшипника; dв - диаметр отверстия полого вала; Dк – диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса.
Колебательно нагруженные кольца подшипников устанавливаются в корпус с основными отклонениями k и JS, а на вал – с отклонениями k, jS, h. Точность выполнения посадочных поверхностей в корпусе и на валу определяется классом точности подшипника. Для классов точности «Нормальный» и 6 рекомендуется для валов назначить квалитет IT6, а для отверстий – IT7, для классов точности 2, 4 и 5 – соответственно IT5 и IT6.
Допуски формы и расположения посадочных поверхностей принимаются по табл. Е.4 и Е.5 приложения Е.
Шероховатость посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов при осуществлении посадок, а также допуск торцового биения заплечиков вала и отверстия назначаются по табл. Е.6 приложения Е.
После определения посадок и отклонений посадочных поверхностей колец подшипников строятся схемы расположения полей допусков.
Пример. Для подшипника качения № 6-3056304 (d = 20 мм; D = 52 мм; B = 22,2 мм; r = 2 мм) 6-го класса точности, нагруженного Fr = 6000 H, Fа = 1000 H, . Вращающаяся деталь – вал, вид нагрузки – с умеренными толчками.
Решение
1. При вращающемся вале и постоянно действующей силе Fr внутреннее кольцо нагружено циркуляционной, а наружное – местной нагрузками.
2. Интенсивность нагрузки
где k1 = 1; k2 = 1,6; при b=26o и (Fa/Fr)ctgb = (1000/6000)0,966 = 0,161 k3 = 1 (табл. 7.2); b = В - 2r = 22,2 – 4 = 18,2 мм.
3. При Рr = 873 кН/м по табл. Е.3 приложения Е для вала выбираем поле допуска k6, для отверстия в корпусе - поле допуска Н7 (см. табл. Е.2 приложения Е).
4. Схемы полей допусков приведены на рис. 7.2.
5. По табл. Е.4, Е.5, Е.6 приложения Е принимаем допуски круглости, профиля продольного сечения, торцового биения и шероховатость вала и отверстия.
|
|
6. Эскизы подшипникового узла, вала и отверстия приведены на рис. 7.3.
Вопросы для контроля
1. Классы точности подшипников качения и на какие параметры подшипника они влияют?
2. Что такое циркуляционная, местная и колебательная нагрузки на кольца подшипника.
3. Условные обозначения подшипников качения с учетом их точности.
4. Обозначение посадок подшипников качения на чертежах.
Задача 8