ПП Методика развития речи (переподготовка)
Познакомьтесь с общей формулировкой задания для демонстрационного экзамена
Задание. Разработка и проведение интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании.
Цель: демонстрация умения разрабатывать и проводить фрагмент занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании.
Описание объекта: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с игровой деятельностью.
Лимит времени на подготовку задания: 2 часа 30 минут
Лимит времени на представление задания: 15 минут
Задание:
1. Рассмотреть книгу.
2. Прочитать её с целью ознакомления с содержанием литературного произведения.
3. Провести анализ литературного произведения.
4. Определиться с выбором чтения отрывка литературного произведения, либо чтения всего произведения.
5. Отработать выразительное чтение литературного произведения.
6. Определить цель, задачи и ожидаемые результаты для интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования.
7. Разработать технологическую карту интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования.
8. Продумать вводную часть, включая аннотацию книги.
9. Разработать беседу с детьми (волонтерами) по содержанию литературного произведения.
10. Продумать методы и приемы, направленные на решение цели и задач интегрированного занятия.
11. Подобрать ИКТ оборудование в соответствии с возрастом детей и содержанием литературного произведения.
12. Разработать дидактическую игру с использованием ИКТ оборудования в соответствии с содержанием литературного произведения, целями и задачами.
13. Продумать и смоделировать развивающее, образовательное пространство для проведения интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования.
14. Соблюдать правила техники безопасности и санитарные нормы.
15. Предоставить комиссии технологическую карту интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования перед демонстрацией задания.
Ожидаемый результат:
1. Оформленная технологическая карта, включающая цель и задачи занятия, соответствующее возрастной группе.
2. Демонстрация фрагмента занятия с волонтерами в соответствующей возрастной группе.
2. Проанализируйте технологические карты занятий по речевому развитию (приложение 1, 2) по следующим критериям:
1. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия |
2. Планируемые результаты соотнесены с задачами и содержанием занятия |
3. Полнота планируемой словарной работы |
4. Уместность подготовительной работы, проводимой до занятия |
5. Соответствие структуры занятия современным требованиям |
6. Наличие задач этапов и их соответствие содержанию работы |
7. Наличие мотивации детей к деятельности |
8. Создание проблемной ситуации |
9. Уместность методов, форм, приемов работы |
10. Уместность использования дидактической игры на интерактивном оборудовании, соответствие ее решению дополнительных задач |
11. Наличие интегративного характера занятия |
12. Эффективность рефлексии |
Познакомьтесь с темами занятий и составьте технологические карты к ним по образцу (приложение 3).
1. Русская народная сказка «Волк и козлята», младшая группа
2. Русская народная сказка «Три медведя», младшая группа
3. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», средняя группа
4. Русская народная сказка «Зимовье зверей», средняя группа
5. В.И. Даль «Война грибов с ягодами», средняя группа
6. К.И. Чуковский «Айболит», средняя группа
7. В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», средняя группа
8. В.В. Бианки «Сова», старшая группа
9. В. Данько «Перепутаница», старшая группа
10. М. Горький «Воробьишко», подготовительная к школе группа
11. К.И. Чуковский «Тараканище», подготовительная к школе группа
12. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», подготовительная к школе группа
Приложение 1
Технологическая карта занятия.
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие
Тема занятия: М. М. Пришвин«Лисичкин хлеб»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Цель педагога: ознакомление с содержанием произведения М. П. Пришвина «Лисичкин хлеб», развитие речи детей.
Задачи:
Обучающая:
- систематизировать знаний детей о дарах леса: грибах и ягодах, которые встретились в произведении;
- познакомить с произведением М. П. Пришвина «Лисичкин хлеб»;
- уточнить представления о лесных ягодах, птицах (тетерев, рябчик), растениях.
Развивающие:
- развивать умение делать аргументированный вывод.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать умение участвовать в беседе, не перебивая друг друга.
Дополнительные задачи:
Игровая:
· успешно выполнить задания дидактической игры «Определи последовательность рассказа по картинкам», набрав максимальное количество очков и победить
Дидактическая:
- закрепить представления детей о дарах леса: грибы, ягоды, смола
Словарная работа: трофеи, обомлела, смолка, копуля, лисичкин хлеб.
Планируемые результаты занятия: понимают содержание литературного произведения, знают дары лесы, которые принес автор (белые, красные, черные грибы; лесные ягоды: кровавая костяника, голубая черника, красная брусника; чудесные лесные травы: кукушкины слезы, валерьянка, петров крест, заячья капуста; смола), слушают друг друга во время беседы, делают умозаключение, почему черный хлеб показался вкуснее домашнего белого хлеба, определяют последовательность событий в дидактической игре.
Подготовительная работа: словарная работа с детьми, разработка дидактической игры, заготовка жетонов, раскраски.
Материалы и оборудование: хрестоматия; ноутбук, интерактивная доска, проектор, интерактивная игра «Определи последовательность рассказа по картинкам», жетоны, раскраска.
№ | Этапы, продолжительность. | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Методы, формы и приемы | Планируемые результаты |
1. | Организационно- мотивационный этап. | Собрать внимание детей, мотивировать на предстоящую деятельность | Отправляемся друзья, В чудо сказку – вы и я. Здесь экран волшебный есть, Сказок тут не перечесть! -Давайте сядем правильно, спинки прямые. -Ребята, скажите, вы любите путешествовать? Хотите ли вы сегодня отправиться в необычное путешествие по произведениям? -Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы попасть в гости к произведению? А чтобы отправиться в гости к произведениям, нам нужно надеть волшебные башмачки, которые проводят нас к нашим произведениям. -Сейчас давайте постучим каблучками и произнесем волшебные слова: «В сказку всем попасть нам нужно!» - Мы с вами попали в гости к рассказу «Лисичкин хлеб». Обратите внимание на доску, это обложка книги, которую сегодня мы будем читать. -Как вы думаете, кто ее автор? Автором является Михаил Михайлович Пришвин, русский писатель, который в большинстве своих произведений писал о природе. Посмотрите, на доске вы можете увидеть портрет Михаила Михайловича. -Скажите, вы знаете рассказ «Лисичкин хлеб» В рассказе речь идет про охотника и девочку Зину. Однажды охотник вернулся из леса, и горделиво стал выкладывать свои трофеи на стол. Трофеи – это оружие и добыча. Девочка по имени Зина заинтересовалась добычей, и стала любопытничать, откуда что взялось. Мужчина рассказал девчушке о лесных птицах, о лечебных травках, о ягодах. И вот Зина увидела кусочек черного хлеба и спросила у охотника от куда у него хлеб. | Варианты ответов детей. Ответы детей Дети надевают волшебные башмачки Дети стучат каблучками и говорят под музыку: «В сказку попасть нам нужно». Слушают педагога Смотрят на доску Ответы: Михаил Пришвин Смотрят портрет Варианты ответов Внимательно слушают педагога | Беседа. Наводящие вопросы Сюрпризный момент Беседа Наглядно-демонстрационный Объяснение Наводящие вопросы Наглядно-демонстрационный Наводящие вопросы Пересказ сказки педагогом | Дети готовы к совместной деятельности с воспитателем. Они внимательно слушают и отвечают на вопросы педагога. |
2. | Основной этап. | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Постановка проблемы в доступной для них форме | А что принес охотник Зине и что он ответил ей, давайте прочитаем, а после чтения ответим на вопрос «Почему девочка с удовольствием ест черный хлеб?» | Слушают педагога | Создание проблемной ситуации | Приготовились слушать сказку |
2.2. | Этап восприятия материала. | -воспроизвести события, описанные в произведении - дать оценку поступков героев слушать друг друга во время беседы | В рассказе нам встретятся незнакомы слова. Как вы понимаете слово смолка? Верно, это сосновая или еловая смола. А что значит обомлела? Верно, это значит удивилась от неожиданности. А слово «копуля», что это? Верно, это значит медленная, не ловкая. -Как вы понимаете слово «по-рябчиному»? Верно, это значит так же, как и птица рябчик. -Сейчас сядем правильно, спинки прямые, слушаем внимательно, чтобы потом охарактеризовать героев, и ответить на вопросы. -Читает произведение — Это что за птица? — спросила Зиночка. — Терентий, — ответил я. И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей — что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся. — Кто же их там лечит? — спросила Зиночка. — Сами лечатся, — ответил я. — Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет. Тоже, нарочно для Зиночки, принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела: — Откуда же это в лесу взялся хлеб? — Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! — Заячья… — А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала, и начала есть: — Хороший лисичкин хлеб! И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит: — Лисичкин хлеб куда лучше нашего! Беседует с детьми по вопросам: -«Какие герои были в рассказе?» -«Что из леса принес автор? -«Что удивило Зиночку?» -«А как с помощью смолы лечатся деревья?» Верно, когда смола бежит по ране, то ее затягивает. -«Почему из всех гостинцев она выбрала хлеб» Да, хлеб она выбрала, потому что удивилась, что он водится в лесу -«Ребята, а как автор охарактеризовал Зиночку?» Верно, Зиночка, маленькая, но очень любопытная девочка, которой очень нравились рассказы автора, и которая описывается им как копуша. Но Зиночку привлекало все необычное, все связанное с лесом и его обитателями, поэтому ей так по душе пришелся лисичкин хлеб. «А какой охотник по характеру?» Верно, охотник знает и любит лес, делится своими знаниями и опытом. -Ребята, если бы Зине сказали, что это простой хлеб, а не лисичкин, то стала бы она его пробовать? Верно, она бы не стала его кушать, ведь не обычные вещи кажутся нам намного привлекательнее, если с ними связана какая-нибудь интересная история. -А чему этот рассказ учит нас? Да, ребята, рассказ учит тому, что даже самая простая пища, кажется, во много раз вкуснее, если с ее появлением связан рассказ или какая-либо история. Тогда и еда становится сказочно вкусной. -Молодцы, ребята, верно поняли смысл рассказа. -Ребята, охотник наверняка каждый день делает зарядку, давайте и мы с вами сделаем зарядку: Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад. Раз — два, раз — два Заниматься нам пора! -Давайте встанем напротив доски | Слушают педагога Ответы: смола Ответы: удивилась Ответы: медленная Ответы: как рябчик Садятся красиво, спинки ровные Внимательно слушают произведение Внимательно слушают педагога Ответы: Зина и охотник Ответы: дары леса: грибы, ягоды Ответы: ее удивило, что в лесу есть хлеб Ответы: смолой у деревьев затягивает ранку Варианты ответов детей Ответы: маленькая девочка, любопытная, ей нравились рассказы автора Ответы: добрый, любит лес Варианты ответов детей Слушают педагога Варианты ответов детей Слушают педагога Слушают педагога Топают ножками Хлопают в ладоши Моргают глазами Поднимают и отпускают плечи Поворачиваются вокруг себя Встают напротив доски | Словарная работа Наводящие вопросы Чтение педагогом сказки Беседа по прочитанному Дополнение Дополнение Похвала | Дети знают содержание литературного произведения, какие дары лесы принес автор (белые, красные, черные грибы; лесные ягоды: кровавая костянику, голубую чернику, красную бруснику; чудесные лесные травы: кукушкины слезы, валерьянка, петров крест, заячья капуста; смола), |
2.3. | Этап практического решения проблемы. | Закрепить представления детей о дарах леса, указанных в произведении | -У меня для вас есть интересная игра. Но прежде, чем, мы начнем играть, давайте вспомним правила работы с доской? Верно, нельзя смотреть на луч проектора, работать нужно сухими руками и специальным маркером, стоять нужно справой стороны. Дидактическая игра на ИКТ «Определи последовательность басни по картинкам». -Вам, по очереди, нужно восстановить сюжет басни, проговаривая действия и за правильный ответ вы будете получать жетон. С помощью кубика мы сейчас определим, чей ход будет первым. У кого больше выпадет число на кубике, тот первым и будет начинать. Чтобы определить, кто первый пойдет крутить кубик, нам поможет считалочка: Вышел месяц из тумана, Вынул пышку из кармана: - Буду деточек кормить, А тебе, дружок, водить! А сейчас мы подойдем к доске и выполним задания игры на восстановление последовательности действий рассказа «Лисичкин хлеб». Задание № 1. -Ребята, наши глазки устали, давайте сделаем разминку для глаз. Повторяйте движения за мной: Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем. Посмотри на кончик носа И друг на друга посмотри. Круг, квадрат и треугольник По три раза повтори. -Мы с вами отдохнули, присаживайте на стульчики. Спинки у нас прямые, сидим красиво -Сейчас давайте вспомним, как удивилась Зина гостинцу. А чтобы вспомнить давайте еще раз прочитаем рассказ. Сядем правильно, спины ровные, слушаем внимательно, чтобы ответить на вопрос Повторное и выборочное чтение произведения: А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела: — Откуда же это в лесу взялся хлеб? — Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! — Заячья… — А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала, и начала есть: — Хороший лисичкин хлеб! -Итак, как удивилась Зина? Верно, она спросила, откуда в лесу мог взяться хлеб -Ребята, в детстве мама мне читала книги, и я знала, что всех нас манит тайна, что все таинственное кажется нам необыкновенно привлекательным, заманчивым. -Послушайте предложение и попробуйте закончить его. Не забывайте, что сидим мы красиво. Осторожно попробовала, и начала есть: Хороший лисичкин хлеб! Молодцы, пробуем дальше: Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит: -Правильно, вы внимательно слушали рассказ и закончили предложения. | Слушают педагога Ответы детей: не смотреть на луч проектора, работать только сухими руками и маркером, у доски стоять нужно справой стороны Слушают педагога Подходят к доске, нажимают на куб и выполняют задание Глазками делают вправо, влево, кругом Моргают Трут глазки Смотрят на носик, затем друг на друга Повторяют круг, квадрат и треугольник Дети присаживаются на стульчики Слушают педагога Сидят правильно, спины ровные и готовятся слушать рассказ Слушают рассказ Варианты ответов Внимательно слушают педагога Слушают предложение Ответы: хороший лисичкин хлеб Ответы: лисичкин хлеб куда лучше нашего! Слушают педагога | Беседа Объяснение Гимнастика для глаз Повторное и выборочное чтение Наводящие вопросы Высказывание своего отношения Похвала Похвала | Закреплены представления детей о дарах леса, указанных в произведении с помощью дидактическую игру |
3. | Заключительный этап. | -Провести рефлексию по итогам занятия | -Ребята, вам понравился рассказ «Лисичкин хлеб»? -Как вы думаете, почему черный хлеб показался вкуснее домашнего белого хлеба? Да, правильно, потому что он был не такой, как все, и Зину привлекало все необычное -Какое задание вы выполняли в дидактической игре? -Как вы думаете, вы справились? Молодцы, ребята, а сейчас нарисуйте на листе бумаги персонажа, который понравился вам больше всех. А потом вы сможете показать его дома родителям и рассказать этот рассказ | Варианты ответов Варианты ответов Слушают педагога Ответы: восстанавливали последовательность рассказа Ответы: да | Беседа Наводящие вопросы Дополнение Похвала | Получен ответ на проблемный вопрос: «Почему девочка с удовольствием ест черный хлеб?» |
Приложение 2