Технологическая карта занятия

ПП Методика развития речи (переподготовка)

Познакомьтесь с общей формулировкой задания для демонстрационного экзамена

Задание. Разработка и проведение интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании.

Цель: демонстрация умения разрабатывать и проводить фрагмент занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании.

Описание объекта: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с игровой деятельностью.

Лимит времени на подготовку задания: 2 часа 30 минут

Лимит времени на представление задания: 15 минут

Задание:

1. Рассмотреть книгу.

2. Прочитать её с целью ознакомления с содержанием литературного произведения.

3. Провести анализ литературного произведения.

4. Определиться с выбором чтения отрывка литературного произведения, либо чтения всего произведения.

5. Отработать выразительное чтение литературного произведения.

6. Определить цель, задачи и ожидаемые результаты для интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования.

7. Разработать технологическую карту интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования.

8. Продумать вводную часть, включая аннотацию книги.

9. Разработать беседу с детьми (волонтерами) по содержанию литературного произведения.

10. Продумать методы и приемы, направленные на решение цели и задач интегрированного занятия.

11. Подобрать ИКТ оборудование в соответствии с возрастом детей и содержанием литературного произведения.

12. Разработать дидактическую игру с использованием ИКТ оборудования в соответствии с содержанием литературного произведения, целями и задачами.

13. Продумать и смоделировать развивающее, образовательное пространство для проведения интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования.

14. Соблюдать правила техники безопасности и санитарные нормы.

15. Предоставить комиссии технологическую карту интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования перед демонстрацией задания.

Ожидаемый результат:

1. Оформленная технологическая карта, включающая цель и задачи занятия, соответствующее возрастной группе.

2. Демонстрация фрагмента занятия с волонтерами в соответствующей возрастной группе.

 

2. Проанализируйте технологические карты занятий по речевому развитию (приложение 1, 2) по следующим критериям:

1. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия
2. Планируемые результаты соотнесены с задачами и содержанием занятия
3. Полнота планируемой словарной работы
4. Уместность подготовительной работы, проводимой до занятия
5. Соответствие структуры занятия современным требованиям
6. Наличие задач этапов и их соответствие содержанию работы
7. Наличие мотивации детей к деятельности
8. Создание проблемной ситуации
9. Уместность методов, форм, приемов работы
10. Уместность использования дидактической игры на интерактивном оборудовании, соответствие ее решению дополнительных задач
11. Наличие интегративного характера занятия
12. Эффективность рефлексии

 

Познакомьтесь с темами занятий и составьте технологические карты к ним по образцу (приложение 3).

1. Русская народная сказка «Волк и козлята», младшая группа

2. Русская народная сказка «Три медведя», младшая группа

3. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», средняя группа

4. Русская народная сказка «Зимовье зверей», средняя группа

5. В.И. Даль «Война грибов с ягодами», средняя группа

6. К.И. Чуковский «Айболит», средняя группа

7. В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», средняя группа

8. В.В. Бианки «Сова», старшая группа

9. В. Данько «Перепутаница», старшая группа

10. М. Горький «Воробьишко», подготовительная к школе группа

11. К.И. Чуковский «Тараканище», подготовительная к школе группа

12. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», подготовительная к школе группа

Приложение 1

Технологическая карта занятия.

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие

Тема занятия: М. М. Пришвин«Лисичкин хлеб»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Цель педагога: ознакомление с содержанием произведения М. П. Пришвина «Лисичкин хлеб», развитие речи детей.

Задачи:

Обучающая:

  • систематизировать знаний детей о дарах леса: грибах и ягодах, которые встретились в произведении;
  • познакомить с произведением М. П. Пришвина «Лисичкин хлеб»;
  • уточнить представления о лесных ягодах, птицах (тетерев, рябчик), растениях.

Развивающие:

  • развивать умение делать аргументированный вывод.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность;
  • воспитывать умение участвовать в беседе, не перебивая друг друга.

Дополнительные задачи:

Игровая:

· успешно выполнить задания дидактической игры «Определи последовательность рассказа по картинкам», набрав максимальное количество очков и победить

Дидактическая:

  • закрепить представления детей о дарах леса: грибы, ягоды, смола

Словарная работа: трофеи, обомлела, смолка, копуля, лисичкин хлеб.

Планируемые результаты занятия: понимают содержание литературного произведения, знают дары лесы, которые принес автор (белые, красные, черные грибы; лесные ягоды: кровавая костяника, голубая черника, красная брусника; чудесные лесные травы: кукушкины слезы, валерьянка, петров крест, заячья капуста; смола), слушают друг друга во время беседы, делают умозаключение, почему черный хлеб показался вкуснее домашнего белого хлеба, определяют последовательность событий в дидактической игре.

Подготовительная работа: словарная работа с детьми, разработка дидактической игры, заготовка жетонов, раскраски.

Материалы и оборудование: хрестоматия; ноутбук, интерактивная доска, проектор, интерактивная игра «Определи последовательность рассказа по картинкам», жетоны, раскраска.

 

Этапы, продолжительность. Задачи этапа Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей Методы, формы и приемы Планируемые результаты
1. Организационно- мотивационный этап. Собрать внимание детей, мотивировать на предстоящую деятельность Отправляемся друзья, В чудо сказку – вы и я. Здесь экран волшебный есть, Сказок тут не перечесть! -Давайте сядем правильно, спинки прямые. -Ребята, скажите, вы любите путешествовать? Хотите ли вы сегодня отправиться в необычное путешествие по произведениям? -Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы попасть в гости к произведению? А чтобы отправиться в гости к произведениям, нам нужно надеть волшебные башмачки, которые проводят нас к нашим произведениям. -Сейчас давайте постучим каблучками и произнесем волшебные слова: «В сказку всем попасть нам нужно!» - Мы с вами попали в гости к рассказу «Лисичкин хлеб». Обратите внимание на доску, это обложка книги, которую сегодня мы будем читать. -Как вы думаете, кто ее автор? Автором является Михаил Михайлович Пришвин, русский писатель, который в большинстве своих произведений писал о природе. Посмотрите, на доске вы можете увидеть портрет Михаила Михайловича. -Скажите, вы знаете рассказ «Лисичкин хлеб» В рассказе речь идет про охотника и девочку Зину. Однажды охотник вернулся из леса, и горделиво стал выкладывать свои трофеи на стол. Трофеи – это оружие и добыча. Девочка по имени Зина заинтересовалась добычей, и стала любопытничать, откуда что взялось. Мужчина рассказал девчушке о лесных птицах, о лечебных травках, о ягодах. И вот Зина увидела кусочек черного хлеба и спросила у охотника от куда у него хлеб. Варианты ответов детей.     Ответы детей     Дети надевают волшебные башмачки Дети стучат каблучками и говорят под музыку: «В сказку попасть нам нужно».     Слушают педагога   Смотрят на доску   Ответы: Михаил Пришвин     Смотрят портрет   Варианты ответов     Внимательно слушают педагога Беседа. Наводящие вопросы   Сюрпризный момент   Беседа   Наглядно-демонстрационный   Объяснение Наводящие вопросы   Наглядно-демонстрационный   Наводящие вопросы   Пересказ сказки педагогом Дети готовы к совместной деятельности с воспитателем. Они внимательно слушают и отвечают на вопросы педагога.
2. Основной этап.          
2.1. Этап постановки проблемы Постановка проблемы в доступной для них форме А что принес охотник Зине и что он ответил ей, давайте прочитаем, а после чтения ответим на вопрос «Почему девочка с удовольствием ест черный хлеб?» Слушают педагога Создание проблемной ситуации Приготовились слушать сказку
2.2. Этап восприятия материала. -воспроизвести события, описанные в произведении - дать оценку поступков героев слушать друг друга во время беседы В рассказе нам встретятся незнакомы слова. Как вы понимаете слово смолка? Верно, это сосновая или еловая смола. А что значит обомлела? Верно, это значит удивилась от неожиданности. А слово «копуля», что это? Верно, это значит медленная, не ловкая. -Как вы понимаете слово «по-рябчиному»? Верно, это значит так же, как и птица рябчик. -Сейчас сядем правильно, спинки прямые, слушаем внимательно, чтобы потом охарактеризовать героев, и ответить на вопросы. -Читает произведение — Это что за птица? — спросила Зиночка. — Терентий, — ответил я. И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей — что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся. — Кто же их там лечит? — спросила Зиночка. — Сами лечатся, — ответил я. — Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет. Тоже, нарочно для Зиночки, принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела: — Откуда же это в лесу взялся хлеб? — Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! — Заячья… — А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала, и начала есть: — Хороший лисичкин хлеб! И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит: — Лисичкин хлеб куда лучше нашего!   Беседует с детьми по вопросам: -«Какие герои были в рассказе?» -«Что из леса принес автор? -«Что удивило Зиночку?»   -«А как с помощью смолы лечатся деревья?» Верно, когда смола бежит по ране, то ее затягивает. -«Почему из всех гостинцев она выбрала хлеб» Да, хлеб она выбрала, потому что удивилась, что он водится в лесу -«Ребята, а как автор охарактеризовал Зиночку?» Верно, Зиночка, маленькая, но очень любопытная девочка, которой очень нравились рассказы автора, и которая описывается им как копуша. Но Зиночку привлекало все необычное, все связанное с лесом и его обитателями, поэтому ей так по душе пришелся лисичкин хлеб. «А какой охотник по характеру?» Верно, охотник знает и любит лес, делится своими знаниями и опытом. -Ребята, если бы Зине сказали, что это простой хлеб, а не лисичкин, то стала бы она его пробовать? Верно, она бы не стала его кушать, ведь не обычные вещи кажутся нам намного привлекательнее, если с ними связана какая-нибудь интересная история. -А чему этот рассказ учит нас? Да, ребята, рассказ учит тому, что даже самая простая пища, кажется, во много раз вкуснее, если с ее появлением связан рассказ или какая-либо история. Тогда и еда становится сказочно вкусной. -Молодцы, ребята, верно поняли смысл рассказа. -Ребята, охотник наверняка каждый день делает зарядку, давайте и мы с вами сделаем зарядку: Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад. Раз — два, раз — два Заниматься нам пора! -Давайте встанем напротив доски Слушают педагога   Ответы: смола   Ответы: удивилась   Ответы: медленная     Ответы: как рябчик   Садятся красиво, спинки ровные     Внимательно слушают произведение     Внимательно слушают педагога Ответы: Зина и охотник Ответы: дары леса: грибы, ягоды Ответы: ее удивило, что в лесу есть хлеб Ответы: смолой у деревьев затягивает ранку   Варианты ответов детей   Ответы: маленькая девочка, любопытная, ей нравились рассказы автора   Ответы: добрый, любит лес     Варианты ответов детей   Слушают педагога     Варианты ответов детей     Слушают педагога   Слушают педагога   Топают ножками Хлопают в ладоши Моргают глазами Поднимают и отпускают плечи Поворачиваются вокруг себя   Встают напротив доски Словарная работа   Наводящие вопросы     Чтение педагогом сказки     Беседа по прочитанному   Дополнение   Дополнение     Похвала     Дети знают содержание литературного произведения, какие дары лесы принес автор (белые, красные, черные грибы; лесные ягоды: кровавая костянику, голубую чернику, красную бруснику; чудесные лесные травы: кукушкины слезы, валерьянка, петров крест, заячья капуста; смола),
2.3. Этап практического решения проблемы. Закрепить представления детей о дарах леса, указанных в произведении -У меня для вас есть интересная игра. Но прежде, чем, мы начнем играть, давайте вспомним правила работы с доской? Верно, нельзя смотреть на луч проектора, работать нужно сухими руками и специальным маркером, стоять нужно справой стороны. Дидактическая игра на ИКТ «Определи последовательность басни по картинкам». -Вам, по очереди, нужно восстановить сюжет басни, проговаривая действия и за правильный ответ вы будете получать жетон. С помощью кубика мы сейчас определим, чей ход будет первым. У кого больше выпадет число на кубике, тот первым и будет начинать. Чтобы определить, кто первый пойдет крутить кубик, нам поможет считалочка: Вышел месяц из тумана, Вынул пышку из кармана: - Буду деточек кормить, А тебе, дружок, водить! А сейчас мы подойдем к доске и выполним задания игры на восстановление последовательности действий рассказа «Лисичкин хлеб». Задание № 1. -Ребята, наши глазки устали, давайте сделаем разминку для глаз. Повторяйте движения за мной: Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем. Посмотри на кончик носа И друг на друга посмотри. Круг, квадрат и треугольник По три раза повтори.   -Мы с вами отдохнули, присаживайте на стульчики. Спинки у нас прямые, сидим красиво -Сейчас давайте вспомним, как удивилась Зина гостинцу. А чтобы вспомнить давайте еще раз прочитаем рассказ. Сядем правильно, спины ровные, слушаем внимательно, чтобы ответить на вопрос Повторное и выборочное чтение произведения: А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела: — Откуда же это в лесу взялся хлеб? — Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! — Заячья… — А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала, и начала есть: — Хороший лисичкин хлеб! -Итак, как удивилась Зина? Верно, она спросила, откуда в лесу мог взяться хлеб -Ребята, в детстве мама мне читала книги, и я знала, что всех нас манит тайна, что все таинственное кажется нам необыкновенно привлекательным, заманчивым. -Послушайте предложение и попробуйте закончить его. Не забывайте, что сидим мы красиво. Осторожно попробовала, и начала есть: Хороший лисичкин хлеб! Молодцы, пробуем дальше: Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит: -Правильно, вы внимательно слушали рассказ и закончили предложения. Слушают педагога     Ответы детей: не смотреть на луч проектора, работать только сухими руками и маркером, у доски стоять нужно справой стороны   Слушают педагога     Подходят к доске, нажимают на куб и выполняют задание     Глазками делают вправо, влево, кругом Моргают   Трут глазки Смотрят на носик, затем друг на друга Повторяют круг, квадрат и треугольник   Дети присаживаются на стульчики     Слушают педагога     Сидят правильно, спины ровные и готовятся слушать рассказ     Слушают рассказ   Варианты ответов   Внимательно слушают педагога     Слушают предложение   Ответы: хороший лисичкин хлеб   Ответы: лисичкин хлеб куда лучше нашего!     Слушают педагога Беседа   Объяснение     Гимнастика для глаз   Повторное и выборочное чтение   Наводящие вопросы   Высказывание своего отношения     Похвала   Похвала Закреплены представления детей о дарах леса, указанных в произведении с помощью дидактическую игру
3. Заключительный этап. -Провести рефлексию по итогам занятия -Ребята, вам понравился рассказ «Лисичкин хлеб»? -Как вы думаете, почему черный хлеб показался вкуснее домашнего белого хлеба? Да, правильно, потому что он был не такой, как все, и Зину привлекало все необычное -Какое задание вы выполняли в дидактической игре? -Как вы думаете, вы справились? Молодцы, ребята, а сейчас нарисуйте на листе бумаги персонажа, который понравился вам больше всех. А потом вы сможете показать его дома родителям и рассказать этот рассказ Варианты ответов   Варианты ответов     Слушают педагога     Ответы: восстанавливали последовательность рассказа Ответы: да Беседа   Наводящие вопросы   Дополнение   Похвала Получен ответ на проблемный вопрос: «Почему девочка с удовольствием ест черный хлеб?»

 

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: