Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие
Тема: В.И. Даль «Старичок-годовичок»
Группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Цель: создание условий для ознакомления с произведением В. Даля и речевого развития детей.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с произведением В. Даля;
- закрепить знания о жанровых особенностях загадки, сказки;
- закрепить знания о временах года, днях недели, времени суток;
развивающие:
- развивать логическое мышление, сообразительность;
- развивать диалогическую речь;
- способствовать употреблению сложных предложений с придаточными причины;
- активизировать словарь по теме «времена года, дни недели, время суток»;
- развивать умение анализировать свою деятельность;
воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению, любознательность.
Дополнительные задачи:
Игровая:
- способствовать развитию умения действовать по заданию, работать в команде, осуществлять взаимоконтроль.
Дидактическая:
- закрепить представления детей о временах года, днях недели, времени суток.
|
|
Словарь: названия месяцев, дней недели, времени суток (день, ночь).
Планируемые результаты:
- прогнозируют решение проблемы;
- понимают содержание произведения;
- определяют жанровые особенности загадки, сказки;
- проявляют смекалку, отгадывают загадки;
- проявляют интерес к деятельности, прослушиванию произведения;
- знают времена года, месяцы, дни недели, время суток;
- ведут диалог, используя сложные предложения с придаточными причины;
- играют в команде, осуществляют взаимоконтроль;
- анализируют свою деятельность.
Подготовительная работа: чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»; чтение и отгадывание загадок, беседа об особенностях жанра загадки, наблюдения за сезонными изменениями в природе; ознакомление с названиями времен года, месяцев, дней недели; времени суток; проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Путаница» (на различение времен года, месяцев, дней недели; времени суток) и др.
Ход занятия.
Этапы | Задачи | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Деятельность детей | Планируемые результаты |
1.Организационно-мотивационный этап | Организовать начало деятельности, подготовить к восприятию произведения | Предлагает подойти, показывает конверт от Старичка-годовичка, читает «Загадки». - Что такое загадка? Загадывает загадки на тему «Времена года», «Неделя». Показывает книгу и записку, присланные Старичком и просит занять места. | Игровой прием Загадывание загадок | Определяют особенности жанра загадки Отгадывают загадки | - проявляют интерес к деятельности, сообразительность |
2. Основной этап | |||||
2.1. Постановка проблемы | Вызвать интерес к содержанию произведения | - Интересно, что в записке? Читает: Самая трудная загадка: у меня 4 стаи, в каждой по три птицы. На крыле 7 перьев: одна сторона – белая, другая – черная. Что же это? | Создание проблемной ситуации | Делают предположения | - ведут диалог - проявляют интерес к книге |
2.2. Поиск решения проблемы | Познакомить с произведением, провести его анализ | - Чтобы точно знать отгадку, я прочитаю произведение, написанное Владимиром Далем (читает) - Удивительное произведение! Почему? - Какого жанра произведение? Докажите, что это сказка-загадка. - Кто догадался, почему 4 стаи? - Почему в каждой стае по 3 птицы? Докажите. - Какие знаете зимние месяцы? Весенние? Летние? Осенние? - Почему по 7 перьев? - Назовите дни недели. - Почему одна половина крыла белая, другая - черная? - Какие части суток знаете? - Кто же этот Старичок? - Молодцы! Вы отгадали самую трудную загадку! | Чтение воспитателя Беседа | Слушают, отвечают на вопросы, определяют жанровые особенности сказки-загадки, отгадывают загадку | - понимают содержание произведения: - знают жанровые особенности загадки; - проявляют смекалку, отгадывают загадки; - проявляют интерес к произведению, желание отгадать загадку; - знают времена года, месяцы, дни недели, время суток; - ведут диалог, используя сложные предложения с придаточными причины |
2.3. Практическое решение проблемы | Закрепить в игре знания детей о временах года (времени суток) Формировать умение работать в команде | - Старичок – большой затейник. Он придумал для вас игру. Поиграем? Он прислал ее по почте, но картинки рассыпались, поможем их разложить правильно? Игра называется «Времена года» («Режим дня в картинках»). - Кто догадался, что будем делать? - Разделимся считалкой на две команды: если одна команда сделает все правильно, другая хлопает в ладоши; если будет ошибка – топает ногами, помогаем исправить. Нам нужно соотнести небольшие картинки с большой картиной по временам года (времени суток). - По каким признакам ты понял, что это бывает весной? и т.д. | Дидактическая игра Взаимоконтроль | Соотносят картинки по заданию Поясняют действия Осуществляют взаимоконтроль | - знают времена года / время суток - играют в команде, осуществляют взаимоконтроль |
3. Заключительный этап | Провести рефлексию | - Мы помогли Старичку собрать картинки для игры и можем отослать ему ответ, ведь на письма принято отвечать. Мы отгадали все загадки? Пишу. Нам было интересно? Пишу. Что было трудным? За что поблагодарим Старичка? | Рефлексия Игровой прием беседа | Делают анализ своей деятельности | - анализируют свою деятельность |
Приложение 3
|
|
Технологическая карта занятия
Ф.И.О. участника:
Цель урока
Образовательная область:
Тема занятия:
Возрастная группа:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Дополнительные задачи:
Словарная работа:
Планируемые результаты занятия:
Подготовительная работа:
Материалы и оборудование:
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы и приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | |||||
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | |||||
2.2. | Этап восприятия материала | |||||
2.3. | Этап практического решения проблемы | |||||
3. | Заключительный этап |