Мышление, его особенности и виды. Понятие интеллекта

Тема. Познавательная сфера личности

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир. В ходе познавательных процессов объективный мир преобразуется в субъективный образ.

Внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. На внимание влияют:

1) Характер раздражителя (новизна, сила, необычность)

2) Значение раздражителя для личности (связь с потребностями и интересами)

3) Связь со структурой деятельности (прежде всего, с целью деятельности).

Качества внимания:

1) Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

2) Концентрация – степень сосредоточенности на объекте;

3) Устойчивость – длительность сосредоточения;

4) Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;

5) Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанно!).

Виды внимания:

  1. Непроизвольное внимание характеризуется легкостью возникновения и переключения. Связано с действием сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
  2. Произвольное внимание требует волевых усилий, утомляет. Связано с постановкой и принятием задачи, направлено на деятельность.
  3. Послепроизвольное внимание возникает в связи с интересом к деятельности, увлечением, поэтому при сохранении целенаправленности, снимается напряжение.

 

Диагностики: «Расстановка чисел», «Интеллектуальная лабильность».

Память.

В результате научных исследований память предстала как очень сложное многоуровневое явление, включающее процессы закрепления результатов взаимодействия живой системы со средой, сохранения этих следов и их воспроизведения.

Две главные концепции, которые определили развитие исследований в области обучения и памяти:

1) Ассоцианизм, который трактовал память как связь между психическими элементами, как «ассоциацию представлений» (Г.Эббингауз);

2) Гештальтпсихология утвердила принципы целостности и активности, которые первоначально разрабатывались при изучении восприятия (К. Левин). Данное направление выделило положение о зависимости запоминания от формирования целостных мнемических структур.

Кроме данных исследований важными оказались идеи У.Джеймса о существовании первичной и вторичной памяти, З.Фрейда о сохранении психического в бессознательной форме и о тенденции к повторению определенных переживаний.

Отечественными психологами был выдвинут новый подход к исследованию памяти на основе принципа «единства сознания и деятельности» (С.Л.Рубинштейн), а также культурно-исторической концепции сознания (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев). Память стала исследоваться в связи с содержательной стороной деятельности, в соответствии с операционной, мотивационной и целевой структурой конкретных видов деятельности.

Импульс к разработке проблем памяти был дан двумя принципиально новыми подходами: информационным и компьютерным. В настоящее время важными вопросами в этой области являются проблемы кратковременной памяти, кодирование информации в памяти, оперативное запоминание и т.д.

Память – познавательный процесс, сущность которого заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта. Таким образом, основные процессы памяти:

1) Запоминание, успешность которого во многом зависит от смысловых связей между элементами запоминаемого материала. Процесс осмысленного запоминания включает ряд этапов: осознание цели запоминания, понимание смысла, анализ материала, выявление существенных положений, обобщение, запоминание этого обобщения.

2) Сохранение информации зависит не только от вида памяти, но и от использования различных мнемотехнических приемов при запоминании: метод группировки, метод рифм и ритма, цепной метод, метод «мест», метод акронимов и акростихов;

3) Забывание - естественный процесс памяти. Но существуют нарушения памяти: амнезия (события), агнозия (нарушение зрительного, слухового, тактильного восприятия или забывание людей, предметов), апраксия (движение, действия), афазия (речь).

4) Воспроизведение представляет собой актуализацию ранее образованных связей, может протекать преднамеренно и непреднамеренно в следующих формах: узнавание, припоминание, воспоминание, реминисценция (непроизвольное воспроизведение давно забытого материала).

Диагностики: «Осмысленность запоминания» (2 серии).

Выделяют следующие виды памяти:

1. В зависимости от характера: наглядно-образная (лица, картинки); словесно-логическая (абстрактный материал, числа, формулы); эмоциональная (чувства, переживания).

2. В зависимости от целей деятельности : произвольная (определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью) и непроизвольная (запоминание сопровождает деятельность при отсутствии специальной задачи).

3. В зависимости от длительности сохранения информации: кратковременная (действует примерно 20 секунд, средняя емкость 5-9 элементов); долговременная (длительность и емкость практически безгранична, зависит от ряда факторов – привычность материала, контекст, мотивация); оперативная (проявляется в процессе конкретной деятельности и включает элементы двух вышеназванных видов).

Законы памяти:

Работа разных видов памяти человека подчиняется некоторым общим законам. Под законами памяти понимаются правила, которым следуют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации: 1 ) кратковременная, оперативная и долговременная виды памяти взаимосвязаны и работают согласованно (поскольку объем и время хранения кратковременной памяти ограничен, повторение информации способствует сохранению в оперативной памяти до того, как будет закодирована и введена в долговременную память); 2 ) закон края – выражается в том, что в достаточно длинном ряду последовательно воспринимаемых единиц информации человек лучше всего запоминает то, что появилось в начале и в конце ряда (крайние элементы ряда обычно запоминаются сразу, без повторений); 3) закон оптимальной длины запоминаемого ряда – (чем больше по длине предъявляемый ряд единиц информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается) чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы предъявляемый ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти.

Диагностики: «Кратковременная память на образы, числа», «Оперативная память».

Мышление, его особенности и виды. Понятие интеллекта.

«Мышление – орудие высшей ориентировки человека

 в окружающем мире и в самом себе»

И.П.Павлов

Мышление – психический познавательный процесс, который позволяет отражать окружающую действительность обобщенно и опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. Мышление – это отражение связей и отношений между предметами в словесной форме, мышление и речь всегда находятся в неразрывной связи ( при объединении мышления и речи образуется нечто такое, что, с одной стороны, поднимает и речь и мышление на качественно более высокий уровень, а с другой стороны, несет в себе признаки как мышления, так и речи - это то, что мы называем значение слова ). Мышление органически связано с практической деятельностью.

Таким образом,

  • мышление есть процесс решения задач (там, где нет задачи, т.е. вопроса, на который необходимо найти ответ в результате специальной умственной и практической работы, там нет и мышления);
  • мышление – это не прямое, а опосредованное познание человеком действительности, т.е. такое, при котором он использует разнообразные вспомогательные приемы и средства, рассчитанные на то, чтобы получить нужные знания;
  • мышление – это активная деятельность человека, направленная на получение новых знаний.

Выделяют операции мышления:

1) Анализ – выделение составляющих частей сложного объекта.

2) Синтез – аналитико-синтетический процесс перехода от частей к целому.

3) Сравнение – сопоставление предметов и явлений, их свойств и отношений и выявления сходства и различия между ними.

4) Абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков и выделение главного в явлениях и предметах.

5) Обобщение – объединение по общему признаку.

6) Конкретизация – движение мысли от общего к частному.

 

Различают конкретные формы мышления:

1. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Различают простые понятия, характеризующиеся одним общим свойством (квадратный, синий) и сложные понятия, в определения которых входят несколько свойств. Такие понятия делят на разновидности: 1) конъюнктивные понятия, определяемые по меньшей мере двумя признаками (п) «стол» должен включать наличие не только ножек, но и горизонтальной поверхности, на которую кладут предметы); 2) дизъюнктивные понятия, определяемые либо одним, либо другим признаком, либо обоими одновременно (п) «справедливость» - наказание виновных, либо помощь нуждающимся, или взыскание с обеспеченных с целью помощи неимущим), такие понятия используются в повседневной жизни реже всего; 3 ) соотносительные понятия, включающие все связи или отношения, которые существуют между какими-то элементами некоторой совокупности (п) чтобы включить предмет в категорию, он должен быть меньше, чем…, или больше, чем…, или тяжелее, чем что-то другое).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: