3. Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают: 1) индуктивные умозаключения – от единичных фактов к общему выводу; 2) дедуктивные умозаключения – от общего к частному; 3) умозаключение по аналогии – когда вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без учета всех условий.
Выделяют следующие виды мышления:
1. По форме: 1) наглядно-действенное – непосредственно включенное в деятельность; 2 ) наглядно-образное – осуществляющееся на основе образов, представлений прошлого опыта; 3) абстрактно-логическое – на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
2. По характеру решаемых задач: 1) теоретическое – на основе рассуждений и умозаключений; 2) практическое – суждения и умозаключения связаны с решением конкретных задач.
3. По степени развернутости: 1) дискурсивное – опосредованное логикой рассуждений; 2 ) интуитивное – на основе непосредственного чувственного восприятия.
4. По степени новизны и оригинальности: 1) репродуктивное (воспроизводящее) – на основе образов и представлений, взятых из определенных источников. Другое название – конвергентное мышление, при котором все усилия концентрируются на поиске единственного правильного решения; 2) продуктивное (творческое) – на основе творческого воображения. Другое название – дивергентное мышление, т.е. поиск решения по всем возможным направлениям, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, что приводит к оригинальным решениям.
|
|
Творческое мышление пластично, подвижно, оригинально. Творческая деятельность представляет собой высший уровень развития мышления человека, который обладает следующими особенностями:
- получение результата. Которого раньше никто не добивался;
- возможностью действовать различными путями, не зная, какой из них может привести к желаемому результату;
- априорной (предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;
- отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;
- необходимостью действовать самостоятельно и без подсказки.
При решении поставленных задач выбирают следующие стратегии мышления, различающиеся по эффективности и по уровню сложности:
1) Случайный перебор осуществляется по методу проб и ошибок. Главный недостаток в том, что поиск ведется несистематично и поэтому может оказаться неполным.
2) Рациональный перебор. При такой стратегии исследуют некое центральное, промежуточное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя по одному элементу, убирают неправильные элементы поиска. Круг поиска постепенно сужается, пока не будут найдены ключевые элементы искомой категории или поставленной задачи.
|
|
3) Систематический перебор, когда субъект охватывает всю совокупность возможных гипотез и, систематически анализируя их одну за другой, пытается найти решение. Такая стратегия охватывает большинство вариантов, позволяет наиболее адекватно разрабатывать планы долговременных и сложных действий. В повседневной жизни такая стратегия используется редко, потому что утомляет, считается скучной.
Наряду с понятием «мышление» в психологии используется термин «интеллект». Если мышление представляет собой процесс решения задач с целью получения новых знаний и создания чего-либо, то интеллект – это характеристика общих способностей, необходимых для решения таких задач.
Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные, и практические задачи, т.е. обладает мышлением во всех трех названных областях. Односторонне интеллектуально развитым будет такой человек, чьи мыслительные способности в основном проявляются только в одной из перечисленных областей человеческой деятельности: в логике мышления или умении выражать мысль в слове, в манипулировании образами или в практических действиях с реальными материальными предметами.
Интеллектуальные способности человека проявляются по-разному. Продукты словесно-логического мышления – это, прежде всего, научные знания. Результатами интеллектуальной деятельности в форме образного мышления становятся произведения искусства, карты, чертежи, схемы, планы и т.п. Продуктами практического мышления человека логично мыслящего, художественно даренного, становится мир материальной культуры, созданной людьми.
В 1994 году психолог Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. Согласно ей, у каждого из нас есть доминирующий тип интеллекта, но в той или иной степени имеется и каждый из указанных автором восьми, их можно развивать:
1) Лингвистический. Его обладатели живут в мире слов. Именно они легко понимают текстовые инструкции, любят писать и читать. Им легче, чем другим, даются иностранные языки.
2) Логико-математический. Они решают абстрактные задачи, быстро делают простые и сложные расчеты, любят шахматы, судоку.
3) Визуально-пространственный. Ориентироваться на местности, замечать визуальные детали – это к ним. Легко понимают инструкции в виде диаграмм, чертежи.
4) Музыкальный. Они легко осваивают музыкальные инструменты, часто настукивают ритм, напевают.
5) Телесно-кинестетический. Это те, кто в совершенстве владеет телом, обладает хорошей координацией. Они очень подвижны, среди них много танцоров и спортсменов.
6) Экзистенциальный. Его носителям свойственно глубокое понимание собственного «Я» и законов жизни. Рассудительны, владеют эмоциями и осознают свои недостатки и достоинства.
7) Социальный. Они хорошо умеют понимать других, чужие эмоции, потребности и цели. Они коммуникабельны и часто становятся душой компании.
8) Натуралистический. Здесь – ценители природы, которые хорошо понимают ее законы. Среди них немало биологов, садоводов, любителей животных.
Контрольные вопросы по теме:
1) Какова роль внимания в процессах познания?
2) Для чего человеку необходима память?
3) На чем основаны приемы улучшения памяти человека? Какие мнемотехнические приемы вы знаете и применяете в учебной деятельности?
4) Что такое мышление и чем оно отличается от других познавательных процессов?
5) Что такое творческое мышление?
6) Чем понятие «интеллект» отличается от понятия «мышления»?
7) Какой из указанных типов интеллекта доминирует, на ваш взгляд, у вас? Почему вы так думаете?