На выполнение практической работы № 10

 Раздел 6. Морфология и орфография.

П.р.№ 1. Морфологические нормы русского языка. Правописание существительных

Цели занятия: закрепить морфологические навыки; научить исправлять и предупреждать грамматические ошибки в письменной и устной речи; сформировать навыки грамотной речи, отвечающей требованиям культуры речи; сформировать умения применять полученные знания на практике; научить анализировать свою и чужую речь с точки зрения нормативности; развить самостоятельность при выполнении заданий по освоению материала; продолжитьпривитиепотребности пользования словарями; привести студентов к осознанию необходимости соблюдения языковых норм.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Студент должен уметь:

- анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- выявлять морфологические ошибки и недочёты в речи.

Норма времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: словари; комплект инструкционно-технологических карт; посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Средства обучения: папка для практических работ;справочные материалы «Склонение имен числительных»,«Грамматические ошибки»; словари русского языка

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.- М.: Русский язык, 1993.
  2. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: Эксмо, 2008.
  3. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь рус­ского языка. - М., 2005.
  4. Орфоэпический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
  5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1983 и др. издания.
  6. Новый орфографический словарь русского языка/ Ситникова М.А. – Изд.2-е – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
  7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.- 6-е изд., испр. и доп. – М.: Рус. яз., 1987.
  8. Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988.
  9. Современный орфографический словарь русского языка. – Ростов-на-Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2007.
  10. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2002.
  11. Словари.Ру

Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.

Задания:

1.Вставить  окончания  имен  существительных:

Лицо женщины было покрыто густ... вуал...

Мастер должен устранить неисправность рельс...

После мытья эт... шампун... волосы становятся блестящими.

 

2.Найти ошибки в образовании форм слова и исправить их:

Узкий манжет; опытные бухгалтера; красивый клипс; ходить без погон; завязать кроссовку.

3.Образовать форму Им.п. мн.ч. имен существительных:

Диспетчер…, офицер…, торт…, доктор…, слесарь…, полис…, джемпер…, клапан…, шофер…, паспорт…, счет…, договор…

Поставить имена существительные, данные в скобках, в Р.п. мн.ч.

Несколько (кухня); 8 (полотенце); 10 (гектар); обойтись без (комментарий); более 600 (грамм); без новых (ботинок и сапог); большой выбор (носок); несколько (армянин, казах, цыган, якут).

5.Исправить грамматические ошибки в данных предложениях:

  1. Похождения итальянского авантюриста XVIII в, Казанова послужили
    сюжетом для романа.
  2. В Москву приехали индийские врачи - супруги Найки.
  3. Прибыл поезд с двести тридцатью экскурсантами.
  4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
  5. Трое юношей и трое девушек приняли участие в конкурсе бальных танцев.
  6. Это мой самый лучший подарок.
  7. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды.
  8. Разработка морских нефтяных месторождений становится все более интенсивнее.

Инструкционно – технологическая карта

На выполнение практической работы № 11

 Раздел 6. Морфология и орфография.

П.р.№ 2. Морфологические нормы русского языка. Правописание имён прилагательных.

Цели занятия: закрепить морфологические навыки; научить исправлять и предупреждать грамматические ошибки в письменной и устной речи; сформировать навыки грамотной речи, отвечающей требованиям культуры речи; сформировать умения применять полученные знания на практике; научить анализировать свою и чужую речь с точки зрения нормативности; развить самостоятельность при выполнении заданий по освоению материала; продолжитьпривитиепотребности пользования словарями; прилагательных.

Задания:

1.Вставить окончания имен прилагательных:

Справедлив… рефери; полн... фиаско; бесспорн... алиби; черн... кофе; вкусн... драже; широк... авеню; молод... кольраби; начинающ... рантье; правительствен... коммюнике; спортивн... шоу; разрушительн... торнадо; многомиллионн... Баку; полноводн... Рица, классическ... СГУ.

2.Вставить окончания имен существительных и прилагательных:

Крыша была покрыта добротн... тол...

Врач удалил болезненн... мозоль.

Окно занавешено красив... тюл...

3.Вставить окончания имен прилагательных:

Превосходи... мокко; установлен… эмбарго; остроумн… конферансье; точн... пенальти; крепк... алоэ; высок... цунами; профессиональн... регби; свеж... салями; военн... атташе; ледов... ревю; маленьк... колибри; цветущ... Туапсе; живописи... Капри, устаревш… АСУ.

 

4.Найти ошибки в образовании форм слова и исправить их:

Стальной рельс; старый туфель; салат из помидор; суп с фасолью; домашняя тапочка.

5.Образовать форму Им.п. мн.ч. имен существительных:

Бухгалтер…, почерк…, лектор…, крем…, профессор…, фактор…, якорь…, инженер…, катер…, кабель…, порт…, квартал…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: