Раздел 6. Морфология и орфография.
П.р.№ 1. Морфологические нормы русского языка. Правописание существительных
Цели занятия: закрепить морфологические навыки; научить исправлять и предупреждать грамматические ошибки в письменной и устной речи; сформировать навыки грамотной речи, отвечающей требованиям культуры речи; сформировать умения применять полученные знания на практике; научить анализировать свою и чужую речь с точки зрения нормативности; развить самостоятельность при выполнении заданий по освоению материала; продолжитьпривитиепотребности пользования словарями; привести студентов к осознанию необходимости соблюдения языковых норм.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
|
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Студент должен уметь:
- анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- выявлять морфологические ошибки и недочёты в речи.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: словари; комплект инструкционно-технологических карт; посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Средства обучения: папка для практических работ;справочные материалы «Склонение имен числительных»,«Грамматические ошибки»; словари русского языка
- Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.- М.: Русский язык, 1993.
- Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: Эксмо, 2008.
- Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.
- Орфоэпический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1983 и др. издания.
- Новый орфографический словарь русского языка/ Ситникова М.А. – Изд.2-е – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.- 6-е изд., испр. и доп. – М.: Рус. яз., 1987.
- Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988.
- Современный орфографический словарь русского языка. – Ростов-на-Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2007.
- Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2002.
- Словари.Ру
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
|
|
Задания:
1.Вставить окончания имен существительных:
Лицо женщины было покрыто густ... вуал...
Мастер должен устранить неисправность рельс...
После мытья эт... шампун... волосы становятся блестящими.
2.Найти ошибки в образовании форм слова и исправить их:
Узкий манжет; опытные бухгалтера; красивый клипс; ходить без погон; завязать кроссовку.
3.Образовать форму Им.п. мн.ч. имен существительных:
Диспетчер…, офицер…, торт…, доктор…, слесарь…, полис…, джемпер…, клапан…, шофер…, паспорт…, счет…, договор…
Поставить имена существительные, данные в скобках, в Р.п. мн.ч.
Несколько (кухня); 8 (полотенце); 10 (гектар); обойтись без (комментарий); более 600 (грамм); без новых (ботинок и сапог); большой выбор (носок); несколько (армянин, казах, цыган, якут).
5.Исправить грамматические ошибки в данных предложениях:
- Похождения итальянского авантюриста XVIII в, Казанова послужили
сюжетом для романа. - В Москву приехали индийские врачи - супруги Найки.
- Прибыл поезд с двести тридцатью экскурсантами.
- Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
- Трое юношей и трое девушек приняли участие в конкурсе бальных танцев.
- Это мой самый лучший подарок.
- По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды.
- Разработка морских нефтяных месторождений становится все более интенсивнее.
Инструкционно – технологическая карта
На выполнение практической работы № 11
Раздел 6. Морфология и орфография.
П.р.№ 2. Морфологические нормы русского языка. Правописание имён прилагательных.
Цели занятия: закрепить морфологические навыки; научить исправлять и предупреждать грамматические ошибки в письменной и устной речи; сформировать навыки грамотной речи, отвечающей требованиям культуры речи; сформировать умения применять полученные знания на практике; научить анализировать свою и чужую речь с точки зрения нормативности; развить самостоятельность при выполнении заданий по освоению материала; продолжитьпривитиепотребности пользования словарями; прилагательных.
Задания:
1.Вставить окончания имен прилагательных:
Справедлив… рефери; полн... фиаско; бесспорн... алиби; черн... кофе; вкусн... драже; широк... авеню; молод... кольраби; начинающ... рантье; правительствен... коммюнике; спортивн... шоу; разрушительн... торнадо; многомиллионн... Баку; полноводн... Рица, классическ... СГУ.
2.Вставить окончания имен существительных и прилагательных:
Крыша была покрыта добротн... тол...
Врач удалил болезненн... мозоль.
Окно занавешено красив... тюл...
3.Вставить окончания имен прилагательных:
Превосходи... мокко; установлен… эмбарго; остроумн… конферансье; точн... пенальти; крепк... алоэ; высок... цунами; профессиональн... регби; свеж... салями; военн... атташе; ледов... ревю; маленьк... колибри; цветущ... Туапсе; живописи... Капри, устаревш… АСУ.
4.Найти ошибки в образовании форм слова и исправить их:
Стальной рельс; старый туфель; салат из помидор; суп с фасолью; домашняя тапочка.
5.Образовать форму Им.п. мн.ч. имен существительных:
Бухгалтер…, почерк…, лектор…, крем…, профессор…, фактор…, якорь…, инженер…, катер…, кабель…, порт…, квартал…