На выполнение практической работы №15

 Раздел 6. Морфология и орфография.

П.р.№6. Морфологические нормы русского языка. Правописание причастий.

Цель: Способствовать формированию навыков в правописании причастий;

Развивать умения и навыки образования причастий, развивать логическое мышление

Задания:

Задание1. Распределите глаголы в две группы: несовершенного вида и совершенного вида. Образуйте действительные причастия. Укажите суффиксы причастий.

Работать, разделить, любить, заслужить, обрадоваться, готовиться, бороться, помогать, улыбаться.

 Задание 2

К предложениям подберите подходящие по смыслу причастные обороты и запишите предложения, расставляя знаки препинания.

Тучи … обещали дождь.

Цветы … красивы.

Попугай … оказался говорящим.

Повесть … известна всем.

Молодой человек … пришел на встречу пораньше.

Слова для справок: растущий в саду, назначивший девушке свидание, купленный в зоомагазине, гонимый ветром, отредактированный корректором.

Задание 3

Выполнение задания в группах.

1группа. Перепишите предложения, ставя причастные обороты перед определяемым словом.

А) Пастух, собравший стадо, наигрывал на дудочке.

Б) Почки, набухшие за ночь, готовы были распуститься.

В) Мать, встревоженная известием, просила меня вернуться домой.

Г) Огни, мерцавшие в окнах, слабо освещали дорогу.

2 группа. Перепишите предложения, ставя причастные обороты после определяемого слова.

А) Только что вернувшиеся из степи трактористы торопились к реке освежиться.

Б) Осыпавшиеся с деревьев лепестки душистой черемухи уплывают по тихой воде.

В) Стекающие с крыш струи воды образуют мелкие сосульки.

Г) Две машины мчались по обсаженной тополями асфальтированной дороге.

 Задание 4

Составьте и запишите словосочетания причастий с существительными. Укажите вид причастия.

Образец: тот, кто любит – любящий отец

А) То, что желтеет, белеет, чернеет, розовеет, звучит.

Б) Тот, кто болеет, кричит, кашляет, поет.

В) Те, кто смеются, улыбаются, окружают, танцуют.

 Задание 5. Самостоятельная работа.

Составление учащимися опорной схемы образования причастий.

Инструкционно – технологическая карта

На выполнение практической работы № 16

 Раздел 6. Морфология и орфография.

П.р.№6. Морфологические нормы русского языка. Правописание деепричастий.

Цель: повторить морфологические особенности деепричастий, способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

― формировать навыки выделения запятыми деепричастий и деепричастных оборотов;

― повторить правила правописания деепричастий;

― активизировать самостоятельную деятельность обучающихся по обобщению сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

Задания:1. Составьте простые предложения по графическим схемам.

А. | –. –. – |, == ––.

Б. ==, | –. –. – |, == ––.

В. == ––, | –. –. – |.

2. Решите задачку. От каждого глагола образуется одна форма деепричастия: от глаголов совершенного вида – деепричастия совершенного вида, от глаголов несовершенного вида – деепричастия несовершенного вида. Почему же у глаголов организовать, премировать, жениться – по два деепричастия: организовав, организуя; премировав, премируя; женившись, женясь?

Составьте со всеми этими деепричастиями предложения, чтобы понятен был выбор вида у деепричастия.

3.Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя буквы.

Высоко надо мною ра_екая воздух крыльями пролетел осторожный ворон. Он повернул голову посмотрел на меня взмыл (в)верх и отрывисто каркая скрылся за лесом.4 Большая стая голубей ре_ко пронеслась с гумна и внезапно закружившись столбом хл_потливо ра_елась по полю. Кто(то) проехал за ближайшим холмом громко стуча пустой телегой. (И.Тургенев)

Уровень А.

1. Из данных однокоренных слов выпишите только деепричастия, обозначьте в них суффиксы. Укажите у деепричастий вид, переходность и возвратность.

Дорогая, подорожавший, подорожать, подорожав.

Скрепить, крепись, скрепив, скрепивший, крепчайший, крепкий, крепя.

2. Образуйте от глаголов деепричастия, выделите в них суффиксы.

Держать, подышать, играть, пахнуть.

3. Спишите, расставляя знаки препинания и графически объясняя запятые.

Ночью в полях под напевы метели дремл_т качаясь березки и ели.

Открыв книгу на сороковой странице я наш_л засохший лист клена.

Ручей бежит сверкая и журча.

4. Укажите слитное и раздельное написание не. Расставьте знаки препинания.

В саду (не)умолкая ни на минуту пели птиц_.
Она (не)доумевая смотрела на брата.
Его (не)аккуратность извес_на всем.

5. Вставьте нужный глагольный суффикс перед суффиксом деепричастия.

Постро_в дом, увид_в корабль, прикле_в вверху, возненавид_в людей, обид_вшись на друга.



Уровень В.

1. Образуйте от глагола деепричастия, выделите суффиксы деепричастий, укажите вид, и если есть, переходность, возвратность.

Встревожиться, ненавидеть, трепетать, осмыслить.

2. Поставьте деепричастный оборот в нужное место в предложении, расставьте знаки препинания и объясните их графически.

Кирила Петрович отпустил гостей и отправился спать (встав из-за стола).

Кирила Петрович сел ужинать и тогда только хв_тился об Андре_ Гавриловиче (возвращаясь с гостями с псарного двора).

Через минуту Шабашкин стоял уже перед Кирилом Петровичем (отвешивая поклон за поклоном).

3. Перестройте предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Расставьте знаки препинания.

В первую минуту он нагонял плот и кричал.
Он ни секунды (не)колебался и поплыл туда.
Он впал в отчаяние и (не)почу_ствовал прежней решимости.

4.Исправьте ошибки в предложениях с деепричастным оборотом.

Получив известие о сыне, радость охватила меня.

Включив радио, раздались звуки музыки.

5. Спишите предложения, раскрывая скобки и объясняя написание не. Расставьте знаки препинания.

Дождь б_рабанил по крыше точно (не)годуя на кого(то).

Том продолжал работать (не)обращая внимания (ни)(на)кого.

(Не)решительные действия врага привели к его пор_жению.

6. Вставьте нужный глагольный суффикс в деепричастия.

Почу_в добычу, услыш_в разговоры, уничтож_в все следы, громко зала_в.

7. Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях.

Солнце послав на землю последний луч, зарылось в серую мглу.

Соскучившись, я хотел было уже уходить, но закинув удочку, в последний раз поймал маленького дельфина.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: