Чтобы стать хорошим исследователем надо уметь наблюдать.
Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Ученые для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления – телескопы, микроскопы, измерительные приборы.
Выполним задания!
1. Перед вами парные картинки, содержащие различия. Найдите два одинаковых предмета.
Что у них общего? _________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Чем они отличаются?______________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Определите, какие предметы изображены на рисунке?
|
|
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Каждый исследователь – мыслитель. Ммыслить, значит высказывать суждение. Суждение – одна из основных форм логического мышления. Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом и является суждение, умозаключение.
3. Найдите ошибки художника.
________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Прочитайте предложенные ниже слова и найдите пару, соединив их стрелками
Схема | молния |
Вода | скорость |
Гроза | текучесть |
Лед | лампочка |
Движение | холод |
Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту. Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках. Слово «эксперимент» происходит от латинского, переводится на русский как «проба», «опыт». В отличие от наблюдения, только фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.
5. Проведите мыслительный эксперимент, ответив на вопрос: Что можно сделать из куска бумаги? ____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
__________________________________________________________________
6. Сделайте предположение, какие эксперименты могут проводить ребята?
6.1. _________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2. _________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
6.3. ________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
6.4. ________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Проведите эксперимент с реальными объектами и определите плавучесть предметов.
7.1. Возьмите десять самых разных предметов: деревянный кубик, чайная ложка, яблоко, камешек, бумажный кораблик, резиновый мячик, шарик из пластилина, кнопка, картонная коробка, пластмассовый шарик.
7.2. Предположите, какие предметы, по вашему мнению, утонут, а какие будут плавать. __________________________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.3. Проверьте свое предположение – гипотезу:
Запишите результаты в таблицу и проверьте, совпадают ли они с вашим предположением. Совпадения подчеркните синим карандашом, а различия – красным карандашом.
Плавающие предметы | Утонувшие предметы |
8. Сколько раз (как минимум) необходимо повторить эксперимент, чтобы он был достоверным? ____________________________________________
Ответ поясните _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод. Не все можно предугадать, поэтому мы и проводим эксперимент, так как не все можно проверить словами. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с предметами и их свойствами, с использованием различных приборов и инструментов.
9. Рассмотрите приборы и инструменты, изображенные на рисунке, подпишите их название и подумайте, для чего они применяются
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
10. При проведении любого эксперимента очень важно соблюдать технику безопасности. Поэтому предлагаем Вам определить, что верно, а что неправильно на изображении с точки зрения соблюдения безопасности?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы с Вами наблюдали, анализировали, делали предположения и т.д. и все это относится к методам исследования.
11. Соедините стрелками метод исследования и его определение, используя словарь терминов, прочитайте специальные методы, применяемые при изучении природы и природных явлений.
Общенаучные методы исследования | |||
Анализ | метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. | ||
Синтез | метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь | ||
Дедукция | метод рассуждения от частного к общему. | ||
Индукция | метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, полученных анализом | ||
Интервьюирование | письменный опрос | ||
Анкетирование | форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом | ||
Наблюдение | воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания | ||
Эксперимент | описательный исследовательский метод | ||
Специальные методы исследования (область науки – физика, естествознание)
| |||
Обработка и анализ данных | |||
Документальный метод | |||
Рентгенологический метод | |||
Тестирование |