Как же Сезанн строит планы?
«Ступени» пространства неравномерны.
Первый план резко сокращается и уходит вниз.
Последний план, далеко отступив к горизонту, мощно замыкает пространство, не оставляя долевых просветов, которые так любил Пуссен.
А средний план становится непропорционально глубоким, вместительным, развёрнутым.
И все они вместе теряют искусственную спрямлённость. Передний план сгибается вниз, средний выгибается, сжатый между двумя другими или, наоборот, прогибается под собственной тяжестью.
Вид на залив в Марселе со стороны Эстака.
Или сочетает и то, и другое.
Дом в Провансе.
Задний план громоздится горами, вспухает круглящимися объёмами, как бы вдвигается, вдавливается в средний. Объёмы земной поверхности то выгнутые, то вогнутые, но каждый - в пределах своего плана.
Он часто использует виды, как с аэроплана, откуда видна кривизна земной поверхности. Он её уже ощущает, как будто видел.
Это более сложное понимание пространства, чем абстрактная геометрия прямой перспективы. Сферическое или сфероидное пространство.
|
|
Появляется термин – сферическая перспектива.
Вид перспективы, где несколько точек зрения; присутствуют также наклон вертикальных осей к центру и разворот плоскостей к переднему плану. Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре.
Термин впервые предложила Лилиан Герри применительно к Сезанну. Однако он весьма условен.
Сезанн усложняет свою перспективу элементами двух других: прямой, уводящей взгляд вглубину, и обратной, возвращающей к переднему плану.
Во второй план вдвинуты кристаллы домов с остро обозначенными гранями, которые нередко увеличиваются вместо того чтобы уменьшаться в перспективе.
Сезанн использует контур и сильный контраст в массах второго плана.
Лилиан Герри отмечает ещё и подвижность пространства Сезанна.
Оно часто зрительно вращается от светящейся центральной зоны, которая заставляет выступать вперёд среднюю часть картины, оттесняя контуры и края на 2-ой, более тёмный план.