П. Сезанн. Гора Сент Виктуар, 1889-90 гг

Как же Сезанн строит планы?

«Ступени» пространства неравномерны.

Первый план резко сокращается и уходит вниз.

Последний план, далеко отступив к горизонту, мощно замыкает пространство, не оставляя долевых просветов, которые так любил Пуссен.

А средний план становится непропорционально глубоким, вместительным, развёрнутым.

И все они вместе теряют искусственную спрямлённость. Передний план сгибается вниз, средний выгибается, сжатый между двумя другими или, наоборот, прогибается под собственной тяжестью.

Вид на залив в Марселе со стороны Эстака.

Или сочетает и то, и другое.

Дом в Провансе.

Задний план громоздится горами, вспухает круглящимися объёмами, как бы вдвигается, вдавливается в средний. Объёмы земной поверхности то выгнутые, то вогнутые, но каждый - в пределах своего плана.

Он часто использует виды, как с аэроплана, откуда видна кривизна земной поверхности. Он её уже ощущает, как будто видел.

Это более сложное понимание пространства, чем абстрактная геометрия прямой перспективы. Сферическое или сфероидное пространство.

Появляется термин – сферическая перспектива.

Вид перспективы, где несколько точек зрения; присутствуют также наклон вертикальных осей к центру и разворот плоскостей к переднему плану. Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре.

Термин впервые предложила Лилиан Герри применительно к Сезанну. Однако он весьма условен.

Сезанн усложняет свою перспективу элементами двух других: прямой, уводящей взгляд вглубину, и обратной, возвращающей к переднему плану.

Во второй план вдвинуты кристаллы домов с остро обозначенными гранями, которые нередко увеличиваются вместо того чтобы уменьшаться в перспективе.

Сезанн использует контур и сильный контраст в массах второго плана.

Лилиан Герри отмечает ещё и подвижность пространства Сезанна.

Оно часто зрительно вращается от светящейся центральной зоны, которая заставляет выступать вперёд среднюю часть картины, оттесняя контуры и края на 2-ой, более тёмный план.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: