Фактор разделения центрифуги 1180. Мощность электродвигателя 40 кВт, единовременная загрузка ротора 320 кг. Габаритные размеры машины (м): высота 3,8, ширина 1,6, длина 1,5. Масса 4150 кг.
Рис. 9.71. Тормоз подвесной центрифуги:
1, 7 — регулировочные гайки; 2 — амортизирующая пружина; 3 — палец; 4 — рабочая пружина; 5 — лента тормоза; 6 — стойка; 8 — рычаг; 9 — шарнирно-рычажный механизм; 10 — конечный выключатель; 11 — крючок; 12 — кнопка выключателя; 13 — защелка
Рис. 9.72. Механизм срезания осадка:
1 — кронштейн; 2 — ось; 3 — зубчатый сектор; 4 — шестерни; 5 — вал; 6, 16 —■ маховички; 7, 11 — гайки; 8 — корпус; 9 — сектор; 10 — штанга; 12 — нож; 13, 14 — регулировочные винты; 15 — конечный выключатель; 17 — валик; 18 — шестерня
Маятниковая центрифуга ФМД-802К-4 (рис. 9.73) — вертикальная подвесная самоустанавливающаяся машина периодического действия с нижним приводом и ручной выгрузкой. Основание центрифуги (рис. 9.73, а) —литая чугунная рама 1, на которой закреплены три опорные колонки 3. На колонках с помощью тяг 6 подвешена литая станина 4. Между тягами и колонками установле-
ны шаровые опоры 7, которые позволяют самоустанавливаться отклоняющимся от вертикальной оси массам. Вибрации воспринимаются пружинами 5.
К станине 4 прикреплена опора ротора 9, в которой на роликовом и шариковом подшипниках качения установлен вал 20. На верхнем коническом консольном конце вала закреплен ротор, состоящий из днища 2 и сварного барабана 8 с перфориро-
Рис. 9.73. Маятниковая центрифуга ФМД-802К-4:
а — общий вид: 1 — рама; 2 — днище ротора; 3 — опорная колонка; 4 — станина; 5 — пружина; 6 — тяга; 7 — шаровая опора; 8 — барабан; 9 — опора ротора; 10 — кожух; 11 — патрубок; 12 — прижим; 13 — патрубок для загрузки; 14 — крышка кожуха; 15 — электродвигатель; 16 — турбомуф-та; 17 — ступица тормоза; 18 — шкив; 19 — тормоз; 20 — вал; б — тормоз маятниковой центрифуги: 1 — палец ступицы; 2 — палец шкива; 3 — диск ступицы; 4 — тормозная лента; 5, 7 — пружины; 6 — диск шкива
ванными стенками. В днище имеются окна для выгрузки осадка. Барабан закрыт кожухом 10, прикрепленным к станине. Кожух имеет открывающуюся крышку 14, которую фиксируют прижимом 12. На нижнем конце вала ротора закреплена ступица тормоза 17. На ступице на двух шариковых подшипниках свободно вращается ведомый шкив 18 клино-ременной передачи. К шкиву движение передается от электродвигателя 15 через турбомуфту 16, на внешней поверхности которой изготовлен ведущий шкив.
На шкиве и ступице (рис. 9.73, б) имеются диски 3 и 6. На этих дисках установлены пальцы 1 и 2, на которые надеты концы тормозной ленты 4 тормоза. Палец 2 шкива помещается в вырезе диска ступицы. Двумя спиральными пружинами пальцы шкива и ступицы сдвигаются, как это показано на рис. 9.73, б, и при этом лента плотно охватывает тормозной обод, образованный нижней частью опоры ротора. В этот момент электродвигатель привода выключен и ротор находится в заторможенном состоянии. При пуске двигателя шкив начинает вращаться и палец 2, перемещаясь в прорези диска ступицы, отводит ленту от обода, растормаживая ротор. Когда палец дойдет до конца прорези, он начинает вращать ступицу и далее ротор. При остановке двигателя крутящий момент на шкив не передается и пружины, сжимаясь, поворачивают шкив в исходное положение. Происходит торможение ротора.
Турбомуфта маятниковой центрифуги (рис. 9.74) предназначена для плавного разгона ротора и предохранения электродвигателя от перегрузок. Она состоит из насосного 1 и турбинного 7 колес. Насосное колесо с помощью шпонки закреплено на валу 5 электродвигателя. Турбинное колесо свободно вращается на двух шариковых подшипниках 3, которые установлены в ступице шкива клиноре-менной передачи. Внутреннюю полость муфты заполняют рабочей жидкостью через отверстия, закрываемые пробками 6. При вращении насосного колеса жидкость приводится в движе-
Рис. 9.74. Турбомуфта маятниковой центрифуги:
1 — насосное колесо; 2 — шкив; 3 — шариковый подшипник; 4 — крышка; 5 — вал электродвигателя; 6 — пробки; 7 — турбинное колесо
ние, которое воспринимается турбинным колесом.
Шквару и кость загружают при открытой крышке кожуха. Перед загрузкой ротор приводят во вращение. Мелкодисперсные суспензии подают через патрубок 13 (см. рис. 9.73, а). В процессе отжима через патрубок 11 в ротор подают острый пар. Этот же патрубок служит для отвода жидкой фазы из ротора отстойной центрифуги.
Жиромасса собирается в полости станины и выводится оттуда через спускной патрубок. Обезжиренная масса выгружается через окна в днище ротора после его остановки. Единовременная загрузка кости 40... 45 кг при вместимости ротора 0,9 м3. Мощность электродвигателя 4 кВт, наибольшая частота вращения ротора 20,8 с"1, фактор разделения 700. Масса машины 865 кг.
Центрифуга ПРЦ (рис. 9.75) —непрерывнодействующая вертикальная фильтрующая. Предназначена для промывки и обезжиривания кости после виброэкстракционных аппаратов. Рабочий орган центрифуги — цилиндрический ротор 9 со сплошным дном и обечайкой, имеющей продольные прорези шириной 1 мм. Ротор закреплен на полом валу 6, установленном на двух шариковых подшипниках в корпусе 5. В ротор вставлен цилиндрический барабан-шнек 10 с
Рис. 9.75. Центрифуга ПРЦ для промывки и обезжиривания кости:
1 — рама; 2 — электродвигатель; 3,4 — клиноременные передачи; 5 — корпус подшипников; 6 — полый вал ротора; 7 — патрубок для отвода жира; 8 — корпус; 9 — ротор; 10 — барабан-шнек; 11 — пластины; 12 —крышка; 13 — загрузочный люк; 14 — патрубок для выгрузки; 15 — вал шнека; 16 — стойка
внешней навивкой. Барабан закрыт днищем и имеет в нижней части окна. Вал 15 шнека крепят в двух шариковых подшипниках, установленных в полом валу ротора. Ротор вращается внутри корпуса 8, который на стойках 16 закреплен на раме 1. На раме установлен и электродвигатель 2 привода, от которого через клиноременные передачи 3 и 4 приводятся во вращение в одну сторону барабан и шнек. Передаточные числа передач неодинаковы, поэтому частота вращения барабана 104,5 с"1, а шнека 104 с"1.
Измельченная кость непрерывно загружается в центрифугу через люк 13, находящийся в центре крышки 12 корпуса. Одновременно туда же подается горячая вода температурой 90 °С. Кость попадает на днище обечайки шнека, где промывается и через окна отбрасывается на стенки ротора. Жи-роводяная эмульсия через прорези попадает в корпус, откуда отводится через патрубок 7. Кость, прижатая к поверхности ротора, перемещается вверх витками шнека, сбрасывается в
цилиндрический карман корпуса и оттуда резиновыми пластинами 11 подается к патрубку для выгрузки 14. Продолжительность обработки кости 2 с. Мощность двигателя центрифуги 2,2 кВт, фактор разделения 100, масса 460 кг.
Непрерывнодействующие отстойные центрифуги с горизонтально расположенным ротором и шнековой выгрузкой осадка применяют для очистки жироводяной эмульсии от остатков шквары и частиц кости, удаления воды из скоагулированной крови и т. д.
Центрифуга ОГШ-321К-5 (рис. 9.76) состоит из литой чугунной станины 22, на которой в подшипниковых опорах 4 и 18 с подшипниками качения 3 и 19 установлен ротор. Ротор имеет цилиндрическую 14 и коническую 12 части обечайки, к которым с торцов прикреплены цапфы 7, 15. На цапфе 15 на шпонке монтируют ведомый шкив 20 клиноременной передачи, а цапфу 7 соединяют с корпусом планетарного редуктора 2.
Внутри ротора соосно на шариковых подшипниках 6 и 17 установлен шнек 11, выполненный из трубы, к торцам которой приварены цапфы, а на поверхности — винтовая навивка. Внутри трубы установлены перегородки, образующие камеру загрузки, в которую по трубе 21 поступает суспензия. Из камеры суспензия перетекает в полость барабана через отверстия в трубе шнека. Левая цапфа шнека шлицами соединена с выходным валом 5 планетарного редуктора.
Сверху ротор закрыт сварным кожухом 9, имеющим горизонтальный разъем вдоль оси ротора. Внутри кожух разделен перегородками на зоны с патрубками отвода жидкой фазы (фузы) 23 и твердой (шквары) 24. Зоны разделены лабиринтными уплотнениями 10 и 13, образованными кольцами на обечайке ротора и полостями в перегородках.
В корпус 22 планетарного редуктора (рис. 9.77) запрессованы зубчатые венцы первой 23 и второй 18 ступеней, которые входят в зацепление с сателлитными шестерными 24 и 19, передающими вращение водилам 26
Рис. 9.76. Центрифуга ОГШ-321К-5:
17~ Мпол,™™и^т^РеДУ7КТ°^а; 2 - планетаРны| редуктор; 3, 19 - подшипники ротора; 4, 18 - подшипниковые опоры; 5 - выходной вал редуктора- 6 17 - подшипники шнека; 7, 15 - цапфы ротора; 8, 16 - манжетные уплотнения подшипников; 9 - кожух; 10, 13 - лабиринтные уплотнения- 11 - шнек- 12 - коническая обечайка ротора; 14 - цилиндрическая обечайка ротора; 20 - ведомый шкив клиноременной передачи; 21- труба; 22?- станина- 23 ™'
рубок для выгрузки фузы; 24 — патрубок для выгрузки жира
Рис. 9.77. Планетарный редуктор центрифуги ОГШ-321К-5:
1 — манжетное уплотнение; 2, 4, 7, 14 — шариковые подшипники; 3, 8 — крышки подшипников; 5 — крышка корпуса; б, 10 — уплотнения; 9 — дистанционное кольцо; И, 13 — стопорные кольца; 12 — пружинное кольцо; 15 — центральная шестерня второй ступени; 16 — крышка редуктора; 17 — водило второй ступени; 18, 23 — зубчатые венцы второй и первой ступеней; 19, 24 — сателлитные шестерни второй и первой ступеней; 20 — зубчатая муфта; 21 — блок шестерен; 22 — корпус; 25 — центральная шестерня первой ступени; 26 —
водило первой ступени
и 17. Сателлитные шестерни установлены в отверстиях водил на подшипниках скольжения. Сателлитные шестерни первой ступени находятся в зацеплении с центральной шестерней 25. Водило первой ступени 26 зубчатой муфтой 20 соединено с блоком 21, на котором имеется центральная шестерня 15 второй ступени. Водило второй ступени 17 имеет шлицевую втулку, в которой закреплен промежуточный валик, соединяющий его с цапфой шнека.
На консольном конце вала центральной шестерни первой ступени укреплен рычаг 1 механизма защиты редуктора от перегрузок (рис. 9.78). Механизм состоит из корпуса 6, который болтами привинчен к станине центрифуги. В корпусе размещен стакан с пружиной 8, зафиксированной гайкой 7. Стакан упирается в плоскую грань кулачка 2, укрепленного на оси 9, которая свободно вращается в двух проушинах корпуса. В нормальных условиях работы центрифуги рычаг 1 упирается роликом 10 в плечо кулачка, поворачивая его и сжимая пружину. Величина усилия на пружине достаточна для обеспечения рабочего режима машины. Если усилие превышает 35 Н, кулачок проворачивается, растормаживая центральную шестерню первой ступени редуктора. При этом шнек перестает вращаться и осадок не выгружается.
Рис. 9.78. Механизм защиты редуктора:
/ — рычаг; 2 — кулачок; 3 — пластинка; 4 — стакан;
5 — микропереключатель; 6 — корпус; 7 — гайка;
8 — пружина; 9 — ось; 10 — ролик
При повороте кулачка пластинка 3 нажимает на микропереключатель 5, который отключает электродвигатель привода центрифуги и включает световую сигнализацию.
Центрифуга работает следующим образом (рис. 9.79). При заторможенной центральной шестерне 2 первой ступени вращение от электродвигателя через клиноременную передачу 8 передается на ротор 10 и далее через планетарный редуктор на шнек 9. При этом частота вращения шнека меньше, чем ротора, на 0,33 с"1.
Жировая масса насосом подается по питающей трубе в камеру загрузки и оттуда через окна в ней в полость ротора. Под действием центробежных сил твердая фаза оседает на внутрен-
ней поверхности ротора, а жидкая перемещается от узкого конца конуса к широкому и затем удаляется через окна в правой цапфе ротора. Осадок вследствие разности частоты вращения ротора и шнека перемещается к узкому концу ротора, проходя через зоны осаждения, осушки, и выгружается через окна левой цапфы.
Производительность центрифуги ОГШ-321К-5 до 500 кг/ч по сухому остатку и до 5 м3/ч по исходной суспензии. Наибольший внутренний диаметр ротора 325 мм, отношение длины к диаметру 1,66, частота вращения 58,3 с~\ фактор разделения 2200. Мощность электродвигателя 7 кВт. Габариты машины (мм): длина 1600, ширина 1460, высота 520. Масса машины 650 кг.
Сепараторы. Машины, в которых жидкие дисперсные системы (эмульсии и суспензии) разделяются в поле центробежных сил, называют сепараторами. Рабочий орган сепаратора — вращающийся барабан, укрепленный на коническом хвостовике или в поводковом патроне вертикального вала (веретена). В барабане устанавливают, как правило, пакет конических тарелок. Грубое разделение происходит во время подвода жидкости к пакету. В зазорах между тарелками осуществляется окончательное разделение фаз в зависимости от их плотности: более легкие оттесняются к центру, а тяжелые — к периферии тарелок. Применение тарелок интенсифицирует процесс разделения, так как они разделяют поток жидкости на слои толщиной от 0,4 до 1,5 мм, тем самым сокращая путь осаждения частиц.
Рис. 9.79. Кинематическая схема центрифуги ОГШ-321К-5:
1, 4 — сателлиты первой и второй ступеней; 2, 3 — центральные шестерни первой
и второй ступеней; 5 —зубчатые венцы; б — корпус редуктора; 7 — выходной вал
редуктора; 8 — клиноременная передача; 9 — шнек; 10 — ротор; 11, 12 — водила
второй и первой ступеней
По технологическому назначению различают сепараторы: разделители, очистители (осветлители), очистители-разделители. В сепараторах-разделителях (рис. 9.80, а) разделяемая жидкость А поступает через полости тарелкодержателя 4 под пакет тарелок 2 и далее через вертикальные каналы, образованные отверстиями в тарелках, попадает в межтарелочные зазоры. Легкая жидкая фракция В движется к оси цилиндра, а тяжелая Б в виде суспензии — к периферии. Твердые частицы в виде осадка Д осаждаются в шламовом пространстве 6 барабана 1. Тяжелая жидкая фракция удаляется из барабана через зазор между разделительной тарелкой 5 и крышкой барабана.
В тарелках сепаратора-очистителя (рис. 9.80, б) отверстий нет, поэтому разделяемая жидкость А попадает снизу пакета тарелок 2 сразу в шламовое пространство 6 барабана 1, где выделяются наиболее тяжелые твердые частицы. Окончательная очистка происходит в межтарелочных зазорах, и осветленная жидкая фракция (фугат) выводится со стороны горловины барабана.
По способу подвода разделяемой жидкости и отвода фракций сепараторы классифицируют на открытые, полузакрытые и герметические. В от-
крытых сепараторах подвод и отвод жидкостей осуществляют открытым потоком, не изолированным от окружающей газовой среды (воздуха). В полузакрытые сепараторы разделяемая жидкость подается свободным потоком, а фракции отводятся под давлением по закрытым трубопроводам специальными нагнетательными устройствами. В герметичных сепараторах подача разделяемой жидкости и отвод жидких фракций происходят под давлением по трубопроводам, герметично присоединенным к патрубкам сепаратора.
По способу удаления осадка различают сепараторы с ручной и центробежной выгрузкой. В сепараторах с ручной выгрузкой подача разделяемой или очищаемой жидкости и отвод жидких фракций происходят непрерывно до тех пор, пока не заполнится осадком шламовое пространство барабана. Осадок удаляют после остановки машины и разборки барабана. Такие сепараторы из-за ограниченного шламового пространства эффективны при обработке суспензий с содержанием взвешенных частиц до 0,05 % общего объема разделяемой жидкости. В сепараторах с центробежной выгрузкой осадок отводится непрерывно через открытые сопла в стенках или днище барабана либо циклически через периферийные окна, периодически открываемые затворным элементом — поршнем. Такие сепараторы называют саморазгружающимися. Управле-
Рис. 9.80. Схемы работы сепараторов:
а — разделителей; б — очистителей (осветителей); 1 — барабан; 2 — пакет тарелок;
3 — очистительная тарелка; 4 — тарелкодержатель; 5 — разделительная тарелка;
6 — шламовое пространство; А — разделяемая жидкость; Б — тяжелая фракция; В —
легкая фракция; Г — очищенная жидкость; Д — осадок
ние поршнем может быть ручным или автоматизированным.
Сепаратор-разделитель ИСА-3 (рис. 9.81) открытого типа с ручной выгрузкой предназначен для очистки жира от воды и белковых примесей. Он состоит из станины, привода, барабана и приемно-выводящего устройства. На литой чугунной станине 22 установлены горизонтальный 25 и вертикальный 4 валы. Горизонтальный вал через центробежную муфту, обеспечивающую плавный разгон, соединен с фланцевым электродвигателем. На валу 25 закреплена шестерня 2 винтовой передачи — мультипликатора и шестерня привода тахометра 3. Горизонтальный вал вращается в двух радиальных шариковых подшипниках. Вертикальный вал имеет радиальный шариковый подшипник 21, обойма которого в горизонтальной плоскости зажата шестью пружинами 20. Силу прижатия пружин регулируют винтами 19. В нижней опоре вал установлен в двух ра-диально-упорных шариковых подшипниках 23, упирающихся через шайбу в цилиндрическую пружину 24. Фиксация вала пружинами в горизонтальной и вертикальной плоскостях позволяет барабану плавно переходить через критическую частоту вращения при пуске и остановке и обеспечивает устойчивость при рабочем режиме сепаратора. На вертикальном валу нарезано зубчатое колесо 1 винтовой передачи. Смазка передачи осуществляется маслом, которое наливают в нижнюю полость станины, образующую масляный картер.
На верхнем коническом конце вертикального вала закреплено основание барабана 17. Основание закрыто крышкой 9 с помощью большого затяжного кольца 7, имеющего левую резьбу для предотвращения самораскручивания, так как барабан вращается (при взгляде сверху) по часовой стрелке. Внутри барабана на тарелко-держателе 6 устанавливают от 75 до 85 конических тарелок с углом наклона образующей 50°. Тарелки имеют отверстия, образующие при сборке вертикальные каналы для прохода се-
парируемой жидкости. Расстояние между тарелками 0,8 мм обеспечивается металлическими шипиками, которые приварены к внешним поверхностям. Тарелки изготовляют из нержавеющей стали. Сверху пакета тарелок устанавливают разделительную тарелку, образующую с крышкой зазор, по которому отводится тяжелая жидкая фракция.
К верхней части станины прикреплено приемно-выводящее устройство, которое обеспечивает подачу исходного продукта и удаление фракций. Устройство состоит из подводящей трубы 13, нижнего 8, среднего 10 и верхнего 12 приемников. Верхний приемник заполняют исходным продуктом, который поступает в сепаратор по подводящей трубе 13. В нижний приемник сбрасывается вода, а в средний — отводится жир. Обе фракции выводятся из сепаратора самотеком по патрубкам.
Барабан приводится во вращение асинхронным электродвигателем мощностью 5,5 кВт и частотой вращения 24 с"1. Рабочей частоты вращения 108,33 с"1 барабан достигает с помощью центробежной муфты через 240...480 с, после чего начинает подаваться жироводяная эмульсия температурой 85...95 °С. Для улучшения процесса сепарирования одновременно подают горячую воду той же температуры. Через внутреннюю полость и отверстия тарелкодержателя эмульсия попадает под пакет тарелок и далее через питающие каналы пакета в межтарелочное пространство, где происходит окончательное разделение. Жир как более легкая фракция перемещается к оси барабана и по зазору между внутренней отбортовкой тарелок и внешней поверхностью тарелкодержателя и далее через разделительный колпак 14 уходит в средний приемник.
Вода отводится через периферию тарелок в шламовое пространство и далее по верхней поверхности разделительной тарелки в нижний приемник. Осадок выделяется из воды и накапливается на внутренней стенке основания барабана, откуда его выгружают после полной остановки и
Рис. 9.81. Сепаратор-разделитель ИСА-3:
1 — зубчатое колесо; 2 — шестерня; 3 — тахометр; 4 — вертикальный вал; 5 — пакет тарелок; 6 — тарелкодержатель; 7 — большое затяжное кольцо; 8, 10, 12 — нижний, средний и верхний приемники; 9 — крышка барабана; 11 — малое затяжное кольцо; 13 — подводящая труба; 14 — разделительный колпак; 15 — гравитационная шайба; 16 — уплотнительное кольцо; 17 — основание барабана; 18 — тормоз; 19 — винт; 20, 24 — пружины; 21 — радиальный шариковый подшипник; 22 — станина; 23 — радиально-упорный шариковый подшипник; 25 —
горизонтальный вал
разборки барабана. В зависимости от параметров фракций в исходной эмульсии подбирают внутренний диаметр гравитационной шайбы 15.
Для ускорения останова барабана после выключения электродвигателя используют тормоза 18. Они же могут служить фиксаторами барабана во время его разборки-сборки. Частоту вращения барабана контролируют по тахометру 3. Сепаратор обеспечивает содержание до 0,2 % влаги в очищенном жире и до 0,5 % жира в отделенной воде при производительности 0,6...2,1 м3/ч. Масса машины 470 кг.
Для разделения крови на плазму (сыворотку) и форменные элементы применяют сепараторы-разделители СК-1, АС-1Ж, АС-2Ж открытого типа с ручной выгрузкой осадка.
Сепаратор-разделитель СК-1
(рис. 9.82) состоит из станины, приводного механизма, барабана с набором конических тарелок и системы сосудов для подачи крови и выведения плазмы и форменных элементов. На литой чугунной станине 14 в подшипниках установлен горизонтальный вал 18, на котором шпонкой закреплена шестерня 16 винтовой передачи — мультипликатора. На вертикальном валу 22 в нижней части нарезано зубчатое колесо 21, а в верхней части на коническом хвостовике установлен барабан 13. Смазку подшипников и винтовой передачи осуществляют маслом, которое заливают в полость станины (картер) через отверстие, закрываемое пробкой 15. Уровень масла контролируют через глазок-маслоуказатель 20. Отработавшее масло сливают через отверстие, закрываемое пробкой 19. Для доступа к винтовой передаче при обслуживании служит люк, закрываемый крышкой 17. Для остановки барабана в станине имеется два тормоза, а для монтажа — два стопора.
В цилиндрическое основание барабана вставляют тарелкодержатель 5 и от 97 до 102 конических тарелок с межтарелочным зазором 0,4 мм. В тарелках выполнены отверстия, образующие при сборке вертикальные каналы. Внешний диаметр тарелок 0,217 м, угол конусности 55,5°. Над
Рис. 9.82. Сепаратор-разделитель СК-1:
1 — поплавковая камера; 2 — поплавок; 3 — регулятор расхода крови; 4 — регулирующие винты; 5 — тарелкодержатель; 6 — разделительная тарелка; 7 — стягивающие пластины; 8 — приемник форменных элементов; 9 — крышка барабана; 10 — приемник плазмы; 11 — патрубок для слива плазмы; 12 — затяжное кольцо; 13 — барабан; 14 — станина; 15 — пробка; 16 — шестерня винтовой передачи; 17 — крышка люка; 18 — горизонтальный вал; 19 — сливная пробка; 20 — глазок-маслоуказатель; 21 — зубчатое колесо винтовой подачи; 22 — вертикальный вал; 23 — патрубок для отвода форменных элементов
пакетом тарелок устанавливают разделительную тарелку 6, в верхней части которой имеется два полых винта с эксцентрично расположенными каналами. При повороте винтов изменяют радиус отвода легкой фракции, регулируя, таким образом степень разделения крови. Барабан закрыт конической крышкой 9, которая затянута кольцом 12 с левой резьбой и уплотнена резиновым кольцом. Над барабаном установлены приемники для
форменных элементов 8, плазмы 10 и крышка с поплавковой камерой 1. Поплавок 2 соединен с пробковым краном — регулятором расхода крови 3.
Вертикальный вал-веретено 11 (рис. 9. 83, а) устанавливают в двух опорах. Два радиально-упорных подшипника 4 вставляют в стакан 2, в который ввинчивают полый винт подпятника 21. Подшипники через шайбу 3 и сухарь 17 упираются в пружину 18, которая, в свою очередь, упирается сухарем 20 в винт. Положение винта фиксируют контргайкой 1. Верхняя опора имеет один шарикоподшипник 14, обойма 5 которого фиксируется шестью пружинами 7 и винтами 8. Корпус верхней опоры 16 прикреплен к станине болтами 15. От попадания влаги подшипник защищен лабиринтным уплотнением, состоящим из крышек 9 и 10.
Горизонтальный вал 3 (рис. 9.83, б) устанавливают в двух шарикоподшипниках 10 и 13. На одном конце он имеет ведомую полумуфту 2, а на другом — привод тахометра и поводок указателя частоты вращения. В середине вала на шпонке закреплена шестерня 4, положение которой фиксируют распорными втулками 11 и 12. На валу фланцевого электродвигателя 21 с помощью шпонки и фиксирующего винта закреплена ведущая полумуфта 1 фрикционной муфты. В ней на двух осях 16 свободно держатся две фрикционные колодки 19 с фрикционными накладками на поверхности. При разгоне электродвигателя колодки раздвигаются центробежными силами и прижимаются к внутренней поверхности ведомой полумуфты 2, которая передает вращение на горизонтальный вал и далее на барабан. При остановке электродвигателя частота вращения ведущей полумуфты снижается, уменьшаются центробежные силы и колодки выходят из контакта с ведомой полумуфтой.
Рис. 9.83. Конструкции узлов привода сепаратора СК-1:
а — вертикальный вал: 1 — контргайка; 2 — стакан; 3 — шайба; 4 — радиально-упорный шарикоподшипник; 5 — обойма; 6 — колпачок; 7, 18 — пружины; 8 — винт; 9 — крышка; 10 — верхняя крышка; 11 — вертикальный вал-веретено; 12 — кольцо; 13 — упорное кольцо; 14 — шарикоподшипник; 15 — болты; 16 — корпус; 17 и 20 — сухари; 19 — винт; 21 — винт подпятника; б — горизонтальный вал: 1 — ведущая полу муфта; 2 — ведомая полумуфта; 3 — горизонтальный вал; 4 — шестерня; 5 — гайка; 6 — станина; 7, 18 — гайки; 8, 17 — предохранительные шайбы; 9 — станина; 70, 13 — шарикоподшипники; 11, 12 — распорные втулки; 14 — крышка; 15 — запорное кольцо; 16 — оси; 19 — фрикционные колодки; 20 — гайки; 21 — электродвигатель; 22 — винты