При сочинении сложного вдвойне-подвижного контрапункта необходимы три стадии сочинения соединений мелодий: 1. Основное соединение. 2. «Промежуточное» би функциональное соединение, которое является одновременно и производным сложного горизонтально-подвижного контрапункта (Ih) и основным для сложного вертикально-подвижного контрапункта (Iv). 3. Производное сложного вдвойне-подвижного контрапункта (Iv+Ih).
Схема 5.
Основное соединение для сложного вдвойне-подвижного контрапункта.
Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотный пример 18.
ИМИТАЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ИМИТАЦИЙ
Имитация – это проведение темы (мелодии, интонемы) в разных голосах.
Полная характеристика имитации состоит из следующих определений.
I. Количество имитирующих голосов в количестве голосов контрапункта (см. классификацию контрапунктов).
I.1.0. Имитация.
I.1.1. Имитация двухголосная.
I.1.2. Имитация трёхголосная.
I.1.3. Имитация четырёхголосная.
I.1.4. Имитация пятиголосная.
I.1.5. Имитация шестиголосная и т.д.
|
|
Примечание: если цифровать индексами, то контрапункты целесообразно обозначать буквами перед цифровым индексом или латинской С или кириллицей К, а имитацию – буквой по кириллице И перед цифровым индексом). Таким образом, мы можем охарактеризовать имитацию по этому параметру, например, так: «двухголосная имитация в четверном контрапункте» (т.е. два голоса имитируют, два голоса – контрапунктируют).
II. Имитации мы классифицируем также по количеству тем:
II.2.1. Простая /однотемная имитация (имитация на одну тему/интонему).
II.2.2. Двойная имитация (на две темы).
II.2.3. Тройная имитация (на три темы).
II.2.4. Четверная имитация (на четыре темы).
II.2.2. Пятерная имитация (на пять тем); больше тем – редко.
Примечание: так как все темы многотемной имитации излагаются совместно и находятся между собой в соответствующем контрапункте, их название аналогично названиям контрапунктов по количеству контрапунктирующих голосов.
III. Имитации мы подразделяем также на простые и канонические.
В простой имитации Risposta вступает после окончания Proposta; в канонической имитации Risposta вступает раньше, чем закончилась Proposta.
Канонические формы подразделяются на канонические имитации (III.1.1.) и на канонические секвенции (III. 1.2.), и все канонические формы подразделяются на I и II разряды (III.1.1.1.; III.1.1.2) и (III.1.2.1; III.1.2.2).
IV. Имитации мы также подразделяем на точные (IV.1.1.) и неточные (IV.1.2).
Точные Неточные
Звуковысотная неточность Ритмическая неточность
Свободный вариант Свободный вариант
|
|
Тональная имитация (PI-V/RV-I ступени) В кратном увеличении
В обращении В кратном уменьшении
Ракоходная
ПРИМЕЧАНИЕ: ВСЕ ВИДЫ НЕТОЧНОСТИ МОГУТ КОМБИНИРОВАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ!!!
V. Также мы фиксируем интервал ы имитации между Proposta и Risposta (Risposti). Например: в верхнюю квинту или в нижнюю октаву и т.д.