Двойной сложный вдвойне-подвижной контрапункт

При сочинении сложного вдвойне-подвижного контрапункта необходимы три стадии сочинения соединений мелодий: 1. Основное соединение. 2. «Промежуточное» би функциональное соединение, которое является одновременно и производным сложного горизонтально-подвижного контрапункта (Ih) и основным для сложного вертикально-подвижного контрапункта (Iv). 3. Производное сложного вдвойне-подвижного контрапункта (Iv+Ih).

Схема 5.

Основное соединение для сложного вдвойне-подвижного контрапункта.

Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотный пример 18.

ИМИТАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ ИМИТАЦИЙ

Имитация – это проведение темы (мелодии, интонемы) в разных голосах.

    Полная характеристика имитации состоит из следующих определений.

    I. Количество имитирующих голосов в количестве голосов контрапункта (см. классификацию контрапунктов).

I.1.0. Имитация.

I.1.1. Имитация двухголосная.

I.1.2. Имитация трёхголосная.

I.1.3.  Имитация четырёхголосная.

I.1.4. Имитация пятиголосная.

I.1.5. Имитация шестиголосная и т.д.

Примечание: если цифровать индексами, то контрапункты целесообразно обозначать буквами  перед цифровым  индексом или латинской С или кириллицей К, а имитацию – буквой по кириллице И перед цифровым индексом). Таким образом, мы можем охарактеризовать имитацию по этому параметру, например, так: «двухголосная имитация в четверном контрапункте» (т.е. два голоса имитируют, два голоса – контрапунктируют).

    II. Имитации мы классифицируем также по количеству тем:

II.2.1. Простая /однотемная имитация (имитация на одну тему/интонему).

II.2.2. Двойная имитация (на две темы).

II.2.3. Тройная имитация (на три темы).

II.2.4. Четверная имитация (на четыре темы).

II.2.2. Пятерная имитация (на пять тем); больше тем – редко.

    Примечание: так как все темы многотемной имитации излагаются совместно и находятся между собой в соответствующем контрапункте, их название аналогично названиям контрапунктов по количеству контрапунктирующих голосов.

III. Имитации мы подразделяем также на простые и канонические.

В простой имитации Risposta  вступает после окончания Proposta; в канонической имитации Risposta вступает раньше, чем закончилась Proposta.

    Канонические формы подразделяются на канонические имитации (III.1.1.) и на канонические секвенции (III. 1.2.), и все канонические формы подразделяются на I и II разряды (III.1.1.1.; III.1.1.2) и (III.1.2.1; III.1.2.2).  

IV. Имитации мы также подразделяем на точные (IV.1.1.)  и неточные (IV.1.2).

Точные                                            Неточные

          Звуковысотная неточность                Ритмическая неточность

          Свободный вариант                           Свободный вариант

          Тональная имитация (PI-V/RV-I ступени) В кратном увеличении

          В обращении                                      В кратном уменьшении

          Ракоходная

ПРИМЕЧАНИЕ: ВСЕ ВИДЫ НЕТОЧНОСТИ МОГУТ КОМБИНИРОВАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ!!!

V. Также мы фиксируем интервал ы имитации между Proposta и Risposta (Risposti). Например: в верхнюю квинту или в нижнюю октаву и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: