Имитацией называется проведение мелодии (темы) в двух и более голосах поочередно. Первое проведение темы называется PROPOSTA (от глагола proposare – предлагать); второе и следующие проведения темы называется RISPOSTA (от глагола risposare – отвечать).
В простой двухголосной имитации в одном голосе проводится PROPOSTA. При вступлении RISPOSTA в начинающем голосе звучит продолжение мелодии (темы), онj называется contrapunct.
Схема 4:
Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотные примеры 19–21.
11. ПРОСТАЯ ТРЕХГОЛОСНАЯ ИМИТАЦИЯ
В простой трёхголосной имитации в одном голосе PROPOSTA, в другом голосе RISPOSTA1, в третьем голосе RISPOSTA2. Rispost ы могут быть одинаковые (например, обе точные или обе – тональные), а могут быть разными (например, первая RISPOSTA – тональная, вторая RISPOSTA – точная и т.д.).
Интервал имитации избираете произвольный, так же как и порядок вступления голосов.
Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотный пример 30.
Двухголосная каноническая имитация.
Двухголосную каноническую имитацию мы сочиняем в простом контрапункте.
|
|
Схема 5.
S абвгдежз…
A абвгдежз….
Сначала выбираем порядок вступления голосов – Proposta – верхний или нижний, тогда Risposta соответственно вступает в другом голосе.
Например, Proposta начинается в НИЖНЕМ голосе. Выбираем тесситуру (голос, например, АЛЬТ). Сочиняем первый такт. Затем выбираем интервал имитации Risposta (любой или заданный), например, в верхнюю сексту. ПРИМЕЧАНИЕ 1: Если в первом фрагменте мелодии есть кварта или квинта, то необходимо учесть интервал транспозиции Proposta – чтобы при перенесении фрагмента мелодии на другую звуковысоту не возник ТРИТОН. Поэтому мы сразу просчитываем этот факт и выбираем интервал транспозиции, чтобы не возник тритон (что делаем и в дальнейшем при сочинении мелодии фрагментами).
При условии, что Risposta выбрана правильно, сочиняем второй такт Proposta = контрапункт по правилам ПРОСТОГО КОНТРАПУНКТА к Proposta так, чтобы мелодия была правильной, согласно нормам мелодики «строгого стиля» по «школе». Затем переписываем этот второй такт в Proposta. И далее повторяем этот процесс, пока не закончим данную каноническую имитацию.
Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотные примеры 22–26.
ИМИТАЦИИ В ПРОСТОМ и в СЛОЖНОМ КОНТРАПУНКТЕ
Двухголосные канонические секвенции I и II разряда.