Простая двухголосная имтация

    Имитацией называется проведение мелодии (темы) в двух и более голосах поочередно. Первое проведение темы называется PROPOSTA (от глагола  proposare – предлагать); второе и следующие проведения темы называется RISPOSTA (от глагола risposare – отвечать).

    В простой двухголосной имитации в одном голосе проводится PROPOSTA. При вступлении RISPOSTA в начинающем голосе звучит продолжение мелодии (темы), онj называется  contrapunct.

    Схема 4:

Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотные примеры 19–21.

11. ПРОСТАЯ ТРЕХГОЛОСНАЯ ИМИТАЦИЯ

    В простой трёхголосной имитации в одном голосе PROPOSTA, в другом голосе RISPOSTA1, в третьем голосе RISPOSTA2. Rispost ы могут быть одинаковые (например, обе точные или обе – тональные), а могут быть разными (например, первая RISPOSTA – тональная, вторая RISPOSTA – точная и т.д.).

Интервал имитации избираете произвольный, так же как и порядок вступления голосов.

Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотный пример 30.

 

Двухголосная каноническая имитация.

Двухголосную каноническую имитацию мы сочиняем в простом контрапункте.

Схема 5.

S абвгдежз…

A абвгдежз….

Сначала выбираем порядок вступления голосов – Proposta – верхний или нижний, тогда Risposta соответственно вступает в другом голосе.

Например, Proposta начинается в НИЖНЕМ голосе. Выбираем тесситуру (голос, например, АЛЬТ). Сочиняем первый такт. Затем выбираем интервал имитации Risposta (любой или заданный), например, в верхнюю сексту. ПРИМЕЧАНИЕ 1: Если в первом фрагменте мелодии есть кварта или квинта, то необходимо учесть интервал транспозиции Proposta – чтобы при перенесении фрагмента мелодии на другую звуковысоту не возник ТРИТОН. Поэтому мы сразу просчитываем этот факт и выбираем интервал транспозиции, чтобы не возник тритон (что делаем и в дальнейшем при сочинении мелодии фрагментами).

При условии, что Risposta выбрана правильно, сочиняем второй такт Proposta = контрапункт по правилам ПРОСТОГО КОНТРАПУНКТА к Proposta так, чтобы мелодия была правильной, согласно нормам мелодики «строгого стиля» по «школе». Затем переписываем этот второй такт в Proposta. И далее повторяем этот процесс, пока не закончим данную каноническую имитацию.

Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотные примеры 22–26.

 

ИМИТАЦИИ В ПРОСТОМ и в СЛОЖНОМ КОНТРАПУНКТЕ

Двухголосные канонические секвенции I и II разряда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: