Старовавилонский период (ок. 1894 — ок. 1595 гг. до н. э.)

К началу XIX века до н. э. область (ном) с центром в Вавилоне находилась под влиянием аморейскогоплемени яхрурум. Около 1894 года до н. э. (согласно средней хронологии) вождь Сумуабум, сын Дадбанаи закрепился в городе, став основателем I Вавилонской (аморейской) династии. Эпоха правления амореев в истории Месопотамии обозначается как «Старовавилонский период». В самом Вавилоне правление I династии охватывает временные рамки с ок. 1894 по 1595 гг. до н. э. (согласно средней хронологии).

С самого начала существования новой династии Вавилон был вовлечён в многочисленные войны с соседними царствами, прежде всего c Кишем и Казаллу; уже ранние аморейские правители города ведут активное фортификационное строительство. В первый год своего правления Сумуабум возводит стену вокруг Вавилона; его преемник Суму - ла - Эль (Суму – ла – илу (м)) заканчивает или перестраивает её. Умело лавируя между влиятельными аморейскими племенами и царствами, Вавилону удается разгромить большинство своих противников и занять главенствующие позиции на севере Нижней Месопотамии. Одновременно, следуя обычаям древних царей Шумера и Аккада, местные правители ведут активное культовое строительство в городе. Датировочные формулы Сумуабума упоминают о возведении или перестройке им двух храмов: в честь Нинисины и в честь Нанны. Святилище богини Нинисины учёные склонны связывать с упомянутым в тексте Tinir храмом Эгальмах (Egal - maḫ) в честь Гулы; святилище бога Нанны могло быть храмом Эгишнугаль (E – gišnu - gal), но не исключено, что речь идёт о храме Энитенду (E – niten - du, позднее также Энинтенна). Датировочные формулы Суму – ла - Эля впервые упоминают о строительстве храма в честь божества бури Адада; исследователи связывают его с храмом Энамхе (E - namḫe), расположенным в западной части города. При Сабиуме проводится перестройка главного культового комплекса города, святилища Мардука Эсагилы. По всей видимости, Эсагила — самый древний храм Вавилона; первое указание на него может быть связано с упомянутой выше надписью энси города BAR.KI.BAR. Четвёртый царь I династии, Апиль - Син возводит новые стены Вавилона и строит (или перестраивает?) храм Этуркалам(м)а (E – tur - kalamma) в честь богини Иштар, Белет - Бабили (аккад. Bēlet - Bābili, то есть «Владычицы Вавилона»). К этому времени Вавилон — сильнейшее царство на территории бывшего Аккада, в подчинении которого находятся такие номы как Киш, Сиппар, Казаллу, Дильбат, Куту, Упи, а также менее значимые города — Борсиппа, Элип, Хабуз, Кар - Уту, Нурум и др.

Важной вехой в истории Вавилона стало правление царя Хаммурапи, сына Синмубаллита (1792 — 1750 гг. до н. э. согласно средней хронологии). Из датировочных формул известно, что он вёл культовое строительство как в городах царства, так и в столице; храмы щедро одаривались. В Вавилоне Хаммурапи перестроил Эгишнугаль (храм Нанны), Энамхе (храм Адада) и Этуркаламу (святилище Иштар/Белет - Бабили). Однако главные достижения царя находились в области внешней политики. После тридцати лет реформ, накопления сил, строительства оборонительных сооружений и столкновения более сильных врагов между собой посредством умелой дипломатии, Хаммурапи приступает к широкомасштабным войнам, в результате которых к его царству были присоединены земли Шумера, Ассирии, областей на левом берегу Тигра и на Среднем Евфрате. Отныне под властью Хаммурапи оказалось подавляющее большинство городов Месопотамии. Но последующие цари не смогли удержать Вавилонию в этих границах. Массовые восстания в Шумере, Аккаде, возникновение на юге Приморского царства, передвижение горных племен касситов, хурритов, активизация Элама и Хеттского царства — серьёзно осложнили положение преемников Хаммурапи. Все последующие цари вели трудные войны с внешними врагами, одновременно подавляя многочисленные восстания внутри страны. Кульминация событий относится ко времени правления Самсудитаны, когда хеттский царь Мурсили I, опираясь на союз с племенами Ханейского царства (вероятно касситами), нанёс поражение державе Хаммурапи. Около 1595 года до н. э. хетты захватили Вавилон и, разграбив, учинили в нём разрушения; царство было уничтожено, а Самсудитана по всей видимости погиб.

Клинописные источники и археологические раскопки позволяют создать общее представление о Вавилоне эпохи I династии. При амореях происходило бурное развитие города; уже в то время он не уступал, а вероятно даже превосходил по площади бывшую столицу Шумеро-Аккадского царства — Ур. Река Арахту делила Вавилон на две части — Западный город и Восточный город. В правление династии Хаммурапи Вавилон превратился в важный культовый центр Месопотамии, свидетельством чему является активное храмовое строительство. Уже в то время, в Восточном городе существовали храмы: Эсагила, Этуркалама, Энитенду, Эгишнугаль, святилище Нинисины (Эгальмах?), и вероятно храм аккадской богини войны Анунит(ум) (Эсаггашарра?), упомянутый ещё в надписи Шаркалишарри. В Западном городе располагались храмы: Энамхе (в честь Адада), Энамтила (E - namtila) в честь Энлиля, Эмисикиль (E – mi - sikil) в честь бога сутиев Амурру и Эдикукалама (E – diku - kalamma) в честь Шамаша. Поскольку в Месопотамии существовала традиция возведения реконструируемых храмов строго на месте старых, постольку указания на святилища того времени позволяют очертить примерные границы Вавилона аморейской эпохи. На основании этого предполагается, что Восточный город в то время занимал территорию, в нововавилонское время известную как квартал или округ Эриду (аккад. Eridu) (область Сахн и телли Ишин Асад и Амран ибн Али), где находились все упомянутые храмы, кроме святилища Эгишнугаль. Расположение последнего указывает, что территория Восточного города охватывала и часть будущего округа Куллаб (аккад. Kullab, телль Меркес). Западный город вероятно играл роль культового центра и располагался в рамках будущего округа Кумар (аккад. Kumar). Описанная территория по всей видимости и была окружена стенами, которые, подобно другим месопотамским городам, должны были иметь нерегулярный план. Письменные источники указывают на существование стен Сумуабума и Суму – ла - Эля, а также новых оборонительных сооружений, возведённых Апиль - Сином; однако точное местонахождение их неизвестно. С внешним миром город сообщался посредством ворот, каждые из которых имели собственные названия; однако соответствие тех или иных объектов старовавилонским часто гипотетично. Вероятно, что Восточный город имел не менее трёх выходов, в числе которых могли быть Великие ворота открывавшиеся на север дорогой в Сиппар и Рыночные ворота, что выходили на юг дорогой в Дильбат; видимо были ворота и на востоке. В Западном городе предполагают существование Акуцских ворот (на юго - западе) и, возможно, Ворот Лугальирры (на севере). Датировочные формулы Аммидитаны повествуют о возведении дворца на берегу Арахту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: