При изучении темы уясните назначение коробок передач - основной, дополнительной и раздаточной. Рассмотрите классификацию изучаемых коробок передач.
Уясните понятие «передаточное число». Как определяется передаточное число зубчатой передачи? Разберитесь на простейших схемах, как переключать передачи в зубчатых ступенчатых коробках передач с помощью передвижных шестерен (кареток) и передвижных муфт. Обратите внимание на преимущества коробок передач с постоянным зацеплением шестерен.
Для лучшего усвоения материала подробно рассмотрите устройство одной, из зубчатых ступенчатых коробок передач. Выясните, через какие валы и шестерни передается крутящий момент от ведущего вала на ведомый, на всех передачах.
Изучите механизм переключения передач, предохранитель случайного включения заднего хода, замок, фиксаторы. Обратите внимание, что при перемещении одного штока два других стопорятся, и объясните, как это происходит. В коробках передач одних автомобилей все шестерни и подшипники смазываются маслом, которое разбрызгивается шестернями. В коробках передач других автомобилей подшипники и шестерени вторичного вала могут смазываться под давлением. Обратите внимание на устройство, обеспечивающее подачу масла на вторичный вал под давлением.
|
|
В коробках передач всех современных автомобилей устанавливают синхронизаторы, обеспечивающие безударное включение передач и облегчающее это включение. Уясните, что причиной возможного удара между торцами зубьев шестерен (или муфт) является несоответствие скоростей на зубьях соединяемых частей в момент включения передачи.
Изучая назначение и устройство делителя автомобиля КамАЗ, уясните, что он представляет собой устройство для разбивки интервалов ступеней основного ряда передаточных чисел основной коробки передач автомобиля.
Раздаточная коробка представляет собой механизм трансмиссии автомобиля, распределяющий крутящий момент между ведущими мостами автомобиля. Раздаточная коробка может совмещаться с дополнительной коробкой и с межосевым дифференциалом. Изучите устройство и работу различных раздаточных коробок полноприводных автомобилей.
Источники: О.1.248-288; О.2.291- 325; Д3.190-206; Д.10.
Вопросы для самопроверки
1. Назначение и классификация коробок передач.
2. Как определяется передаточное число зубчатой передачи? Какая передача называется понижающей, а какая повышающей?
3. Устройство и работа трехвальных ступенчатых зубчатых коробок передач с непосредственным управлением.
4. Устройство и работа двухвальных ступенчатых зубчатых коробок передач.
|
|
5. Назначение, устройство и работа синхронизатора с блокирующими кольцами. Особенности устройства синхронизатора с блокирующими пальцами
6. Устройство и работа механизма управления коробки передач.
7. Назначение и устройство раздаточной и дополнительной коробки.
8. Назначение устройство и работа делителя коробки передач автомобиля КамАЗ.
9. Для чего предназначен гидротрансформатор?
10. Из каких основных элементов состоит гидротрансформатор? Их назначение.
11. Какие устройства обеспечивают непосредственное включение передач в гидромеханической коробке передач?
12. Новые типы коробок передач. Устройство робототизированных механических зубчатых ступенчатых коробок передач с автоматическим управлением.
Тема 16. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
Содержание
Назначение и общее устройство карданной передачи. Применение карданной передачи в трансмиссии. Устройство карданных шарниров различных типов, промежуточных опор, шлицевых соединений, карданных шарниров управляемых ведущих мостов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изучая данную тему, разберитесь в классификации карданных передач и карданных шарниров. Выясните, почему на автомобилях устанавливаются двойные карданные передачи, какие карданные шарниры называют синхронными (шарнир равных угловых скоростей - ШРУС) и какие - асинхронными (неравных угловых скоростей)?
Изучите устройство карданного шарнира с крестовиной и игольчатыми подшипниками. Усвойте отрицательные свойства асинхронного карданного шарнира, заключающиеся в том, что при равномерном вращении ведущей вилки карданного шарнира ведомая вилка вращается неравномерно.
Разберитесь, почему в приводе к передним колесам устанавливают только синхронные карданные шарниры. Изучите устройство шариковых, дисковых и кулачковых карданных шарниров равных угловых скоростей.
Уясните назначение шлицевого соединения на карданном валу, как осуществляется его смазка, герметизация и сообщение с атмосферой. Обратите внимание на взаимное расположение карданных шарниров на концах карданного вала и возможность нарушения балансировки при сборке шлицевого соединения карданной передачи.
Источники: О.1, с.289-295; О.2, с.325-331; Д3, с.209-214; Д.10.
Вопросы для самопроверки
1. Назначение карданной передачи. Где в трансмиссии примененяется карданная передача?
2. Типы карданных передач и карданных шарниров.
3. Устройство жёстких карданных шарниров.
4. Назначение и устройство шлицевого соединения карданной передачи.
5. Назначение и устройство промежуточной опоры карданной передачи.
6. Назначение и устройство карданных шарниров неравных угловых скоростей.
7. Устройство и работа карданных шарниров равных угловых скоростей.
Тема 17. ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, ДИФФЕРЕНЦИАЛ, ПОЛУОСИ, ПРИВОД
УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС
Содержание
Типы мостов. Ведущий мост, его назначение, типы, устройство. Балка ведущего моста -типы, устройство. Главная передача, назначение, типы. Устройство одинарных и двойных главных передач. Преимущества и недостатки различных типов главных передач.
Дифференциал - назначение, типы, классификация. Устройство межколесного зубчатого конического симметричного дифференциала, его недостаток. Устройство межколесного кулачкового дифференциала повышенного трения автомобилей ГАЗ повышенной проходимости. Устройство межосевого дифференциала автомобилей КамАЗ. Особенности устройства и работы дифференциалов различных типов. Полуоси и приводные валы - назначение, типы, устройство.
Особенности устройства и работы автоматических трансмиссий полноприводных автомобилей. Управляемые ведущие мосты - назначение, устройство и работа.