В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи курс русского языка изучается в том же объеме, а в старших классах по той же программе и учебникам, что и в общеобразовательной школе общего типа. В соответствии с программными требованиями работа по развитию речи проводится в школе в разных направлениях, одним из которых является формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Большинство исследователей, обращаясь к проблеме речевого развития учащихся специальной школы, отмечает наличие стойких затруднений в продуцировании детьми связных высказываний на всех этапах обучения (И.К. Колповская, Л.Р. Давидович и др.). К моменту перехода учащихся в среднее звено нарушения построения связной речи становятся ведущими в структуре речевого дефекта, более всего это проявляется в письменных работах. Отсутствие специальной методики развития связной речи учащихся средних и старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи отрицательно сказывается на формировании навыков создания высказываний в устной и письменной форме, а также снижает эффективность обучения в целом.
|
|
В соответствии с Программой школы для детей с тяжелыми нарушениями речи формирование умений связного монологического высказывания происходит по направлению от повествовательной речи к описательной, от устной к письменной. Изложенная в Программе последовательность в развитии навыка правильного построения связных высказываний предусматривает работу над каждым компонентом связной монологической речи в тесной взаимосвязи с накоплением и расширением словарного запаса и развитием навыков построения предложений разных типов. Большое внимание уделяется обогащению содержательной стороны высказывания и формированию умений в построении связного текста. На основе развития устной речи вырабатываются умения в плане создания письменных высказываний (изложений и сочинений).
Формирование связной устной речи начинается на самых ранних этапах. На уроках развития речи первоначально утверждаются умения оформлять отдельные законченные мысли, объединять в логической последовательности и структурно сочетать несколько фраз между собой, передавая временную последовательность действий, выражая причинно-следственные отношения. Объем высказываний постоянно увеличивается. В дальнейшем особое внимание уделяется развитию умений, связанных с анализом и составлением текстов: умение выделить в тексте, о ком или о чем говорится, умение под руководством учителя, а затем и самостоятельно составить план из повествовательных или вопросительных предложений, умение придумать заглавие к рассказу. Работа по формированию умений связной устной речи опирается на наглядный материал (картины, диафильмы и др.) или на личный опыт учащихся с постепенным увеличением доли самостоятельности детей в составлении высказывания. При этом предметом повествования или описания должен быть материал, хорошо известный учащимся, содержание не должно затруднять оформление монологических высказываний.
|
|
Работа над текстом проводится и на уроках чтения, где она тесно увязана со словарной работой. При анализе прочитанных текстов дети обучаются также выделению частей текста, определению темы и основной мысли текста. Особое внимание уделяется формированию умения устанавливать последовательность развертывания сюжета, взаимосвязь между частями текста, описываемыми в нем явлениями, событиями, фактами. Важное значение имеет работа над планом произведения.
Умения, связанные с построением текста, формируются в практическом плане без введения специальной терминологии. Изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер.
Значительные изменения в систему обучения русскому языку по сравнению с ныне действующей программой вносит Проект программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительный, I - 4 классы; I отделение)].
В соответствии с этим проектом Программы представление о тексте формируется у учащихся начиная с 1 класса. Понятие о тексте, отличии текста от группы предложений вводится уже во 2-м классе. Обучение ведется на основе выявления в анализируемых текстах опорных слов, частей текста, определении темы текста, озаглавливании его. Обучение построению письменных высказываний начинается в 3-м классе и проводится с активным привлечением сведений о теме, основной мысли, частях текста, осознания причинно-следственных отношений, понимания связи описываемых явлений, что значительно улучшает усвоение учащимися правил текстообразования. Проводятся устные сочинения по серии сюжетных картин или по одной сюжетной картине. Письменные высказывания (например, сочинение-описание природы) составляются на основе коллективно разработанного плана или по аналогии с прочитанным.
На уроках чтения формируются умения самостоятельно составлять план текста, определять основную мысль прочитанного, составлять пересказ текста. В анализируемом Проекте программы отмечается, что должна быть предусмотрена «преемственность умений и навыков, необходимых для формирования связного высказывания с опорой на литературный образец, а также составление плана в процессе обучения на уроках чтения и развития речи».
Говоря о формировании у учащихся связной письменной речи, мы имеем в виду формирование у них умения создавать текст. Текст - это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу с помощью различных языковых средств.
Работа над сочинением-описанием позволяет решать несколько задач. Обогащая лексический запас учащихся, развивая их коммуникативные умения (раскрывать тему, выражать свои мысли связно, последовательно), сочинение-описание развивает внимание, наблюдательность. Описание природы приобщает учащихся к прекрасному, воспитывает у детей любовь к родной природе.
Сказанным определяется актуальность выбранной нами темы. Целью исследования являлось выявление особенностей описательной речи учащихся, проведение экспериментального обучения, направленного на формирование умения создавать текст-описание природы.
Были выявлены следующие особенности сочинений-описаний природы. Дети не умеют выявлять соответствующие факты в действительности. У них недостаточен запас языковых средств, служащих для описания. Трудности вызывают и особенности построения текстов описательного характера. Дети не сразу осознают, что главное, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки. Поэтому очень часто описание заменяется перечислением предметов или явлений действительности.
|
|
Выявленные особенности сочинений-описаний природы позволили определить направления работы по развитию описательной речи:
1. Работа над структурой описательного текста;
2. Формирование умения раскрывать тему: обдумать содержание, наметить определенную последовательность, правильно построить предложение, связать их в единое целое с помощью языковых средств связи;
3. Обогащение речи образными выражениями.
Для усвоения учащимися структуры текста-описания применялись такие приемы, как устное описание объектов по плану, соответствующему композиционной структуре описательного текста; написание сочинения-миниатюры, составление текста по опорным словам и заданному плану. Особое внимание уделялось формированию умения использовать средства связи предложений при описании пейзажных картин. Для этого мы учили детей выявлять композицию картины, передний план, задний план, расположение объектов описания. С этой целью использовались картины русских пейзажистов, фотографические снимки.
Рассмотрим один из уроков, проведённых в 9 классе по развитию связной письменной речи в специальной (коррекционной школе 8 вида).Учащимся было необходимо составить характеристику главного героя произведения Л.Н. Толстого «После бала».
Анализ идет от поступков к характеру, поэтому путь анализа событий в их хронологической последовательности наиболее доступен учащимся коррекционной школы. Если же в произведении нарушена хронологическая последовательность событий или рассказано о нескольких героях, через взаимоотношения с которыми и познается характер главного героя, то учащимся значительно труднее понять и составить его характеристику. Такими произведениями, например, являются изучаемые в 9 классе рассказы «Танька» И. Бунина и «Стенька Разин» В. Шукшина. Еще труднее понять характер героя, составить его характеристику, если в рассказе поступков героя в прямом понимании нет, а есть только описание душевного состояния героя, когда в той или иной ситуации рассказа надо понять его эмоциональное состояние, причину этого состояния и дать нравственную оценку характера героя. Таким рассказом является рассказ Л.Н. Толстого «После бала», изучаемый в 8 классе. К тому же чувства героя и их причина познается через понимание поступков и характера другого героя. Вот о работе по осознанному освоению содержания рассказа Л.Н. Толстого «После бала», составлению рассказа-характеристики и пойдет речь
|
|
В процессе работы вместе с учащимися составляется план будущего рассказа-характеристики, акцентируется их внимание на состоянии души героя, используются выражения из текста, чтобы в заключительном рассказе учащиеся обращались к очень богатому языку рассказа. Первый пункт плана выводится из предыдущего анализа текста.