Методика работы над связной устной и письменной речью учащихся старших классов в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи курс русского языка изучается в том же объеме, а в старших классах по той же программе и учебникам, что и в общеобразовательной школе общего типа. В соответствии с программными требованиями работа по развитию речи проводится в школе в разных направлениях, одним из которых является формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Большинство исследователей, обращаясь к проблеме речевого развития учащихся специальной школы, отмечает наличие стойких затруднений в продуцировании детьми связных высказываний на всех этапах обучения (И.К. Колповская, Л.Р. Давидович и др.). К моменту перехода учащихся в среднее звено нарушения построения связной речи становятся ведущими в структуре речевого дефекта, более всего это проявляется в письменных работах. Отсутствие специальной методики развития связной речи учащихся средних и старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи отрицательно сказывается на формировании навыков создания высказываний в устной и письменной форме, а также снижает эффективность обучения в целом.

В соответствии с Программой школы для детей с тяжелыми нарушениями речи  формирование умений связного монологического высказывания происходит по направлению от повествовательной речи к описательной, от устной к письменной. Изложенная в Программе последовательность в развитии навыка правильного построения связных высказываний предусматривает работу над каждым компонентом связной монологической речи в тесной взаимосвязи с накоплением и расширением словарного запаса и развитием навыков построения предложений разных типов. Большое внимание уделяется обогащению содержательной стороны высказывания и формированию умений в построении связного текста. На основе развития устной речи вырабатываются умения в плане создания письменных высказываний (изложений и сочинений).

Формирование связной устной речи начинается на самых ранних этапах. На уроках развития речи первоначально утверждаются умения оформлять отдельные законченные мысли, объединять в логической последовательности и структурно сочетать несколько фраз между собой, передавая временную последовательность действий, выражая причинно-следственные отношения. Объем высказываний постоянно увеличивается. В дальнейшем особое внимание уделяется развитию умений, связанных с анализом и составлением текстов: умение выделить в тексте, о ком или о чем говорится, умение под руководством учителя, а затем и самостоятельно составить план из повествовательных или вопросительных предложений, умение придумать заглавие к рассказу. Работа по формированию умений связной устной речи опирается на наглядный материал (картины, диафильмы и др.) или на личный опыт учащихся с постепенным увеличением доли самостоятельности детей в составлении высказывания. При этом предметом повествования или описания должен быть материал, хорошо известный учащимся, содержание не должно затруднять оформление монологических высказываний.

Работа над текстом проводится и на уроках чтения, где она тесно увязана со словарной работой. При анализе прочитанных текстов дети обучаются также выделению частей текста, определению темы и основной мысли текста. Особое внимание уделяется формированию умения устанавливать последовательность развертывания сюжета, взаимосвязь между частями текста, описываемыми в нем явлениями, событиями, фактами. Важное значение имеет работа над планом произведения.

Умения, связанные с построением текста, формируются в практическом плане без введения специальной терминологии. Изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер.

Значительные изменения в систему обучения русскому языку по сравнению с ныне действующей программой вносит Проект программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительный, I - 4 классы; I отделение)].

В соответствии с этим проектом Программы представление о тексте формируется у учащихся начиная с 1 класса. Понятие о тексте, отличии текста от группы предложений вводится уже во 2-м классе. Обучение ведется на основе выявления в анализируемых текстах опорных слов, частей текста, определении темы текста, озаглавливании его. Обучение построению письменных высказываний начинается в 3-м классе и проводится с активным привлечением сведений о теме, основной мысли, частях текста, осознания причинно-следственных отношений, понимания связи описываемых явлений, что значительно улучшает усвоение учащимися правил текстообразования. Проводятся устные сочинения по серии сюжетных картин или по одной сюжетной картине. Письменные высказывания (например, сочинение-описание природы) составляются на основе коллективно разработанного плана или по аналогии с прочитанным.

На уроках чтения формируются умения самостоятельно составлять план текста, определять основную мысль прочитанного, составлять пересказ текста. В анализируемом Проекте программы отмечается, что должна быть предусмотрена «преемственность умений и навыков, необходимых для формирования связного высказывания с опорой на литературный образец, а также составление плана в процессе обучения на уроках чтения и развития речи».

 

Говоря о формировании у учащихся связной письменной речи, мы имеем в виду формирование у них умения создавать текст. Текст - это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу с помощью различных языковых средств.

Работа над сочинением-описанием позволяет решать несколько задач. Обогащая лексический запас учащихся, развивая их коммуникативные умения (раскрывать тему, выражать свои мысли связно, последовательно), сочинение-описание развивает внимание, наблюдательность. Описание природы приобщает учащихся к прекрасному, воспитывает у детей любовь к родной природе.

Сказанным определяется актуальность выбранной нами темы. Целью исследования являлось выявление особенностей описательной речи учащихся, проведение экспериментального обучения, направленного на формирование умения создавать текст-описание природы.

Были выявлены следующие особенности сочинений-описаний природы. Дети не умеют выявлять соответствующие факты в действительности. У них недостаточен запас языковых средств, служащих для описания. Трудности вызывают и особенности построения текстов описательного характера. Дети не сразу осознают, что главное, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки. Поэтому очень часто описание заменяется перечислением предметов или явлений действительности.

Выявленные особенности сочинений-описаний природы позволили определить направления работы по развитию описательной речи:

1. Работа над структурой описательного текста;

2. Формирование умения раскрывать тему: обдумать содержание, наметить определенную последовательность, правильно построить предложение, связать их в единое целое с помощью языковых средств связи;

3. Обогащение речи образными выражениями.

Для усвоения учащимися структуры текста-описания применялись такие приемы, как устное описание объектов по плану, соответствующему композиционной структуре описательного текста; написание сочинения-миниатюры, составление текста по опорным словам и заданному плану. Особое внимание уделялось формированию умения использовать средства связи предложений при описании пейзажных картин. Для этого мы учили детей выявлять композицию картины, передний план, задний план, расположение объектов описания. С этой целью использовались картины русских пейзажистов, фотографические снимки.

Рассмотрим один из уроков, проведённых в 9 классе по развитию связной письменной речи в специальной (коррекционной школе 8 вида).Учащимся было необходимо составить характеристику главного героя произведения Л.Н. Толстого «После бала».

Анализ идет от поступков к характеру, поэтому путь анализа событий в их хронологической последовательности наиболее доступен учащимся коррекционной школы. Если же в произведении нарушена хронологическая последовательность событий или рассказано о нескольких героях, через взаимоотношения с которыми и познается характер главного героя, то учащимся значительно труднее понять и составить его характеристику. Такими произведениями, например, являются изучаемые в 9 классе рассказы «Танька» И. Бунина и «Стенька Разин» В. Шукшина. Еще труднее понять характер героя, составить его характеристику, если в рассказе поступков героя в прямом понимании нет, а есть только описание душевного состояния героя, когда в той или иной ситуации рассказа надо понять его эмоциональное состояние, причину этого состояния и дать нравственную оценку характера героя. Таким рассказом является рассказ Л.Н. Толстого «После бала», изучаемый в 8 классе. К тому же чувства героя и их причина познается через понимание поступков и характера другого героя. Вот о работе по осознанному освоению содержания рассказа Л.Н. Толстого «После бала», составлению рассказа-характеристики и пойдет речь

В процессе работы вместе с учащимися составляется план будущего рассказа-характеристики, акцентируется их внимание на состоянии души героя, используются выражения из текста, чтобы в заключительном рассказе учащиеся обращались к очень богатому языку рассказа. Первый пункт плана выводится из предыдущего анализа текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: