Главным условием и основой всех уроков литературы является чтение. От правильной организации чтения во многом зависит успех всей работы над литературной темой.
Изучение художественного произведения начинается с чтения его. Но часто чтению предшествует выразительное чтение, которое должен подготовить учащихся к чтению. Часто в средних классах целесообразно провести не только выразительное чтение, но и прочесть в классе несколько глав, лишь затем предложить школьникам прочитать все произведение целиком.
Такое совместное чтение первых глав произведений сопровождается комментированием. Комментарии эти не должны быть излишне подробными и не должны дублировать пояснения учебников и хрестоматий. Комментарии должны как бы сливаться с чтением и выступать как «размышления вслух», ненавязчиво выявляя то главное в каждом произведении, без понимания чего трудно воспринять его заинтересованно.
Учителя - практики различают следующие виды комментариев: предварительный, историко-бытовой, исторический, историко-литературный, лексический, лексико-фразеологический, идейно-стилевой, коннотативный (контекстуальный), подытоживающий.
|
|
Совместное чтение в начале находит отклик у школьников и когда такая подготовка к восприятию проведена, произведение должно быть прочитано учеником полностью. Первоначальное чтение сначала бывает поверхностным, хотя все же оказывает воздействие на личность читателя.
Чтение может быть домашним и классным. В средних классах предпочтение учителя отдают классному чтению, потому что, прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что класс познакомился с книгой и услышал ее выразительное звучание. Однако нельзя недооценивать и домашнее чтение. Оно личное, интимное. Читая вслух, учитель невольно оказывает влияние на его восприятие своей трактовкой, при самостоятельном чтении нет посредника между произведением и учеником.
В практике работы важно совмещать оба вида чтения. В старших классах чтение становится в основном домашним. В школьную программу включены такие большие по объему произведения, что прочесть их в классе целиком невозможно. Поэтому учитель должен продумать, как побудить ребят прочитать книгу и как помочь им в чтении, а затем выяснить, насколько глубоко они сами ее восприняли.
Прежде всего, учащиеся должны знать, что педагог интересуется его чтением, следит за ним и опирается в ходе анализа на самостоятельное восприятие учащихся. Поэтому одним из действенных средств организации чтения является доброжелательный, заинтересованный и серьезный анализ итогов чтения.
|
|
Желательно контроль, за ходом чтения, облечь в разнообразные формы:
1. Викторина (учитель читает отрывок, школьники должны написать, кто произнес эти слова, или где происходит действие и т.п.). Такая викторина подтягивает учеников, побуждает их читать, поскольку они знают, что каждый должен дать отчет о прочитанном.
2. Выполнение заданий. Например: назвать любимые страницы, наиболее запомнившиеся эпизоды, высказывать впечатление от прочитанной книги; поставить вопросы, которые хотелось бы обсудить в классе.
3. Самостоятельная формулировка вопросов, которые хотелось бы обсудить в классе.
4. Задания, акцентирующие внимание учеников на эмоциональной тональности произведения типа: назвать самые грустные или радостные эпизоды и пересказать их. Лишь, после того как учитель будет уверен, что произведение школьниками прочитано, можно приступить к изучению его.
Виды чтения.
Чтение - один из рецептивных видов деятельности. На понимание при чтении влияют факты:
-информационная насыщенность текста,
-композиционно-логическая структура,
-выраженность логической, эмоциональной и другой информации текста,
-степень приближения лексики, грамматики и речи читающего с аналогичными параметрами текста,
-организация направленности внимания при восприятии текста,
-индивидуально-психологические особенности учащихся.
В методике преподавания литературы выделяют несколько видов чтения, при этом их классифицируют на разных основаниях.
1. По степени помощи учащимся (подготовленное/неподготовленное),
2. По форме учебной организации работы (индивидуальное, фронтальное, классное, домашнее),
3. По целевой направленности (аналитическое, просмотровое, поисковое, реферативное),
4. Выделяют громкое/тихое чтение, хоровое чтение, выразительное чтение.
Подготовленное Ч - используется на этапе анализа/синтеза, это результат либо анализа, либо специальной подготовки учителя.
Неподготовленное - Ч с листа учебных/художественных текстов. Исп. при несложном тексте и организуется по цепочке.
Громкое Ч вслух используется на разных этапах, м.б. индивидуальным, хоровым.
Чтение про себя - без внешнего озвучивания текста. Цель - получить информацию из текста.
Выборочное Ч- получить представление о содержании Т, о теме.
Поисковое Ч. Цель- найти конкретную информацию.
Домашнее Ч – форма организации внеклассной учебной работы. Учащиеся читают рекомендованные им тексты. Такое чтение должно направляться и контролироваться.
Индивидуальное чтение- чтение учащимися разных текстов.
Аналитическое Ч- учебный вид чтения, ориентированный на раскрытие содержания Т и его структуры. Внимание направлено на детали восприятия.