Урок литературы, его структуры, типология и специфика. Формы проведения урока литературы. Анализ и самоанализ урока, занятия

Уникальность литературы как учебного предмета обусловливает специфику урока литературы, который осмысляется как  художественно-педагогическое творчество учителя (В.А. Кан-Калик, В.И. Хазан); процесс общения учителя и учеников (Е.Н. Ильин, С.В. Белова, В.А. Кан-Калик, В.И. Хазан); индивидуальное художественно-педагогическое произведение, автором которого является учитель, или же он выступает в творческом соавторстве со своими воспитанниками (С.А. Леонов)

Назовем особенности современного урока литературы:

 - эмоционально-нравственная атмосфера, соответствующая настрою изучаемого произведения и организующая сопереживание и соразмышление с искусством;

- соответствие содержания и методической формы урока;

- разнообразие методических форм урока, отвечающее многообразию жанров и стилей литературных произведений;

- построение и проведение урока, программирующее эстетическое воздействие, в какой-то мере аналогичное воздействию литературного произведения (Е.В. Карсалова).

Неотъемлемым свойством (качеством) современного урока литературы является диалогичность, под которой понимается создание подлинно диалогических отношений, то есть субъект-субъектных, равноправных, при которых участники диалога заинтересованы в общении друг с другом, видят в собеседнике интересного человека, носителя иного, ценного мнения, иной потенциально ценной культуры.

Диалогичность реализуется в ситуациях общения, составляющих структуру урока. Поэтому ситуация общения рассматривается и как структурный элемент современного урока, и (одновременно) как прием, побуждающий учащихся к конкретной деятельности. Исходя из этого, определяются задачи урока литературы: образование и воспитание читателя, обучение общению в диалоге: автор – читатель, учитель – ученик, ученик – ученик, развитие творческого потенциала каждого ученика. 

Структура урока – это «совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность» (Ю.Б. Зотов). В контексте идей развивающего обучения структурной единицей современного урока признается учебная ситуация (учебная задача, шаг). Вслед за Е.В. Карсаловой под учебной ситуаций мы понимаем не только познавательную задачу, но и любой значимый, методически оформленный этап организации учебной и читательской деятельности школьника (постановка цели, указание на способ ее разрешения). Поскольку урок литературы – прежде всего урок общения, правомерно в качестве структурной единицы урока выделять учебно-речевую ситуацию (УРС), в основе которой лежит целеполагание: какова цель учебного взаимодействия, предопределяющая выбор методических приемов и речевых средств для их реализации – способов передачи информации, убеждения, воздействия на учащихся (мотивация работы, активизация внимания, побуждение к поиску и пр.).

В композиции урока выделяют элементы статические и динамические (Е.В. Карсалова). Статические элементы постоянны для любого классного занятия: оргмомент (хотя на уроке искусства и его характер может определяться замыслом, вызывать необходимое настроение); постановка целей урока в начале и их разрешение в конце; объявление и мотивация оценок; домашнее задание с комментарием. Характер и расположение динамических (свободных) элементов урока обусловлен стоящими перед уроками задачами, особенностями изучаемого произведения, темой и выбором методической формы урока. Особая природа урока литературы, в основе которого – произведение словесного искусства, позволяет исследователям говорить о сюжетности урока. Разработать сюжет урока, по Е.В. Карсаловой, – значит определить учебные ситуации, приводящие к разрешению педагогической концепции, выстроить их таким образом, чтобы вызывать, поддерживать, усиливать интерес учеников к проблемам и героям произведения, активность их эмоций и интеллекта, чтобы руководить характером эмоционального восприятия материала.

В сюжете урока литературы, как и в литературном произведении, выделяют: 

- эмоциональную экспозицию (атмосфера кабинета, использование педагогических средств, вводящих учеников в состояние сопереживания, настраивающих на нужную эмоциональную волну, оживляющих в памяти уже известный материал и готовящих к восприятию нового); 

- педагогическую завязку (дать ученикам возможность высказать живое впечатление от произведения искусства, сюжетной линии произведения, рассматриваемой на уроке, показать неполноту, неглубину понимания, удивить возможностью другого подхода, чтобы отсюда поставить цель урока, которая будет решаться в дальнейшем); 

- своеобразное «развитие действия» урока (учебных ситуаций, смысловых и эмоциональных шагов в решении проблемы); нравственно-смысловую «кульминацию», эмоциональную вершину урока (по времени желательно, чтобы она совпадала с тем моментом, когда, по данным психологов, ученики устают и интерес к уроку падает, то есть в интервале 25 – 35 минут урока);

 5) «развязку» - разрешению целей урока, итоговым выводам.

Типология уроков по литературе – один из сложных вопросов теории и методики обучения литературе. В методической науке известны разные попытки классифицировать уроки по литературе.

Типология Е.В. Карсаловой. В основе разработанной типологии положены закономерности читательской деятельности эстетически развитого человека и задачи формирования способов читательской деятельности школьников.

В полноценной читательской деятельности выделяют 3 стадии:

1) подготовка к восприятию и собственно восприятие;

2) постижение и

3) воплощение («выход» в разного рода творческую деятельность).

Исходя из этого, Е.В. Карсалова выделяет четыре типа уроков:

1. Уроки восприятия (уроки эмоционально-художественного типа): живое общение с произведением: чтение, слушание, присутствие в качестве слушателей и зрителей на уроке-концерте, уроке-композиции; просмотр телепередач эмоционально-художественного типа; эмоционально-образные формы урока по изучению биографии писателя, обзорных тем, некоторых теоретико-литературных понятий;

2. Уроки постижения, анализа и оценки литературных явлений (уроки преимущественно логического типа): лекция, беседа, семинар, комментированное чтение, практикум, исследование;

3. Уроки формирования читательской культуры, способов читательской и речевой деятельности или приобретения читательской культуры: уроки обучения выразительному чтению, уроки развития речи, вводные уроки 5 – 8 классов, на которых обязателен разговор о природе литературного творчества, культуре чтения и постижения литературного произведения; так называемые библиотечные уроки, формирующие умение найти нужную книгу и работать с ней; уроки обучения отзыву, рецензии, «защиты» рецензии и отзыва, читательского дневника; уроки культуры общения по поводу произведений искусства;

4. Уроки воплощения или реализации читательского опыта: заключительные уроки (то есть уроки, завершающие изучение не только конкретного литературного произведения, но и крупной литературной темы, четверти, курса каждого класса); уроки внеклассного чтения; уроки чтения и обсуждения литературных произведений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: