Формы изготовления игрушки

Игрушки из разных материалов имеют двоякую функцию - ими играют дети и в то же время их используют как украшения интерьеров жилых помещений или как объекты коллекционирования. Эти изделия трудно отнести к какому-то одному виду декоративно-прикладного искусства, т. к. сделаны они из разных материалов. Из выразительных средств, используемых авторами в создании игрушек, также сложно выделить какую-то определенную группу. В каждой работе, исходя из свойств материала и особенностей его обработки, автор находит соответствующие средства художественной выразительности. Цвет в таких изделиях и все его оттенки играют первостепенную роль.

Игрушки и куклы из дерева назывались в старину “потешными”, т.е. сделанными для потехи. Такие куклы можно было сделать из полена.

Всему миру известны богородские русские игрушки. Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни, гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики. Эти персонажи изображались резчиками с юмором, мастер зорко подмечал характер фигуры, передавал их позу, жесты. Резали такие игрушки из липы - самой мягкой, податливой для резьбы породы, специальными резцами. Фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и поэтому эти игрушки можно не окрашивать.

С изобретением токарного станка появился новый способ обработки древесины - точение. Таким способом изготавливают известную русскую матрешку. Идея создания разъемной игрушки-куклы была заимствована из Японии. Прообразом ей послужила разъемная кукла Дарума - добрый лукавый старичок. В японской игрушке всего 2-3 вкладыша. Первые матрешки были “одеты” в русский сарафан, передник, платочек. В руках кукла держала платочек, цветок, корзинку, петуха, серп, хлеб.

Самой распространенной до сегодняшнего времени является мягкая игрушка. Тряпичную куклу стали делать в давние времена. Кукол этих берегли и передавали от мамы к дочке. Наиболее просто сделать куклу-закрутку. Лоскут льняной ткани закручивали в трубочку-скалку. Куском белой ткани обтягивали верх трубочки и обматывали ее туго ниткой - это была голова. К голове пришивали косу, сделанную из ниток или льняной кудели. Куклу одевали так, как было принято в данном регионе. Первые куклы были безлики, т.е. без лица. Долгое время люди боялись уподоблять ее человеку, поскольку считалось, что кукла с “лицом” как бы обретала душу и могла навредить ребенку. Позже куклам стали делать деревянные головы, руки и ноги, рисовать или вышивать рот, глаза, нос.

При раскопках, наряду с глиняной посудой, археологи находят керамические куклы. Их делали мастера для своих детей. Позже глиняную игрушку стали делать для продажи. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, манера лепки и отделки игрушки. Наиболее известны дымковские, филимоновские, тульские, каргопольские игрушки-куклы.

В 19 веке в России была освоена техника папье-маше. Новую технику применили и в изготовлении кукол. Голову куклы стали делать из папье-маше, а руки, ноги и туловище - из ткани. Внутри фигуры был сделан металлический каркас. Таких кукол называли скелетками. Скелетку можно изготовить и более простым способом. Для этого из проволоки делают каркас-скелет, а голову, ручки и ножки обтягивают тканью, бумагой или вылепляют из пластики, глины или соленого теста. Остается только сшить кукле красивый наряд. Такие куклы не годятся для игры, но их можно использовать для настольного театра или в качестве сувенира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: