Вопрос 2. Специфика науки как вида деятельности. Критерии научного сознания. Проблема познаваемости мира

 

Наука – элемент духовной культуры, способ познания мира, систем. знание на некот. совокупности явлений.

Под наукой следует понимать не только систему знаний, но и познават. деятельность по получению знаний.

Деятельность:

1. имеет цель

2. результат

3. методы и ср-ва его получения

4. предмет

5. соц. отношения и ф-мы соц. институтов

Главная в науке – цель.

Цель – это получение знаний о реальности.

Результат – это прежде всего знания.

Знания бывают научными и ненаучными.

Особенности научн. знания, совокупность кот. позволяет отличить научн. знания от религиозных:

1. объективность (независимость от познающ. субъекта) открытие законов это закономерное явление (Моцарт «Лунная соната»,Ньютон «Закон тяготения»)

2. рациональность (научные знания логически не противоречат, одни знания выводятся из других)

3. доказательность (научн. знания имеют объяснения)

4. проверяемость (в опыте, эксперименте) научн. знание открыто для компетентности

5. нацеленность на познание сущности явления (за един. и случ. наука видит общее и необходимое).

6. системность (упорядоченность научного знания по осознанным принципам в ф-ме теории и законов, кот. согласуются др. с др. и с представлениями о мире в ту или иную историч. эпоху).

7. прогнозтичность (научн. знаниям достаточно обладать предсказ. силой поскольку в задачу науки входят не только описания и объяснения, но и предсказание явлений)

Ранее думали, что новые знания уменьшают область веры. Истинное знание не всегда эквивалентно научному знанию. В развитии науки характерны пересмотры истин. Истина не абсолютна, а носит относительный характер. Любая научная теория может быть пересмотрена в будущем.

[ На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своем объяснении с точки зрения научного мировоззрения. Возникла потребность в осознании природы научного знания, чего не было в прежних формах мировоззрения.

Следствием такого процесса было то, что в самом мировоззрении, в его структуре стал формироваться новый раздел, в котором рассматривались познавательные способности человека, различные средства познания мира человеком, в том числе и средства  научного познания. Сама постановка вопроса о научном познании была несовместима с мифологией. На этой основе возникла и стала развиваться (особенно в античной Греции) теория познания.

Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др.

Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна .] Интернет

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: