Философия и наука: проблема демаркации

Наука – это социальный институт, который вырабатывает, систематизирует и проверяет знания

 

 


Природа науки по Р. Мертону (1910 – 2003) «Наука, техника и общество Англии XVII века»
1.Наука – это социальная система, в основе которой – образ жизни и система ценностей научного сообщества. Они сформировались в Европе в эпоху Нового времени и транслируют рациональность этой эпохи. В её основе – индивидуализм, сомнение, критическое восприятие действительности, стремление к её преобразованию в соответствии с нуждами и потребностями человека.                                                                                                2. Этический кодекс учёного включает следующие принципы: универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм. Спор в научной рациональности выполняет важную функцию обновления знания.                                                                                                                                                            3. Дисфункцией науки является девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение учёных: плагиат, сциентизм (преувеличение роли науки, сведение всей жизни к научному познанию), отказ от отстаивания своих идей и нарушение академических правил научной дискуссии. 4. Формами признания научной деятельности являются учёные степени, звания, награды 

 

Критерии научности

Принципы разграничения (демаркации) научных знаний и ненаучных

(религиозных, метафизических, эстетических) представлений

                                                                                                           

1   Объективность Объект науки существует независимо от оценок субъекта. Научная теория выделяет логически существенное в мире объектов. А художественный образ – единство общего и единичного, рационального и эмоционального (склейка субъективного и объективного)
2 Универсальность Всеобщность научного знания 
3 Предметность Объектом научного исследования могут стать только такие предметы, которые могут быть преобразованы в ходе человеческой деятельности: фрагменты природы, социальные подсистемы. Но отдельные предметные знания может давать и обыденный опыт. Однако он ограничивается практикой соответствующей ему исторической эпохи. Наука же способна открывать для человека новые предметные миры, которые можно будет массово осваивать только в будущем. Лейбниц: «Математика – это наука о возможных мирах». Это относится к любой фундаментальной науке: электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов были сначала открыты в науке, а реализовались позже – техника электродвигателей и электрогенераторов, радио – и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции
4 Экспериментальное и теоретическое            подтверждение Это следствие выхода за пределыналичного социального опыта. Наука лишь частично может опереться на наличные форы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика для проверки знаний:
Эксперимент + Логические связи     Итог: системность знаний      
5 Наличие                    специального языка 1.Эмпирический язык науки (язык эмпирического описания, эксперимента, фиксация опытных данных, эмпирические понятия, описывающие свойства опыта) 2. Теоретический язык науки (категории, схемы, классификации, математические уравнения, формулы)
6 Применение специальных методов 1. Методы–инструментальная, технологическая основа современного научного знания. 2. Метод – условие объективации исследования, исследования объективной реальности. Например, передвижение элементарных частиц резонансов было зафиксировано с помощью научных методов. Известно, что резонансы за всю жизнь пробегают расстояние, сравнимое с размерами атома, и поэтому не оставляют треков (следов) в фотоэмульсиях. Но они распадаются на частицы, а в них учёные уже обнаруживают треки. Это позволило начать изучение микромира
7 Специальное           обучение учёного Обучение навыкам применения средств и методов науки
8 Научные ценности Установки на поиск истины, на наращивание истинного знания. Достижению этой цели способствует система норм и идеалов научного исследования
9 Логические критерии научности(приведение знания в аргументированный порядок) 1. Непротиворечивость: требование недопустимости одновременного утверждения взаимоисключающих посылок; 2. Полнота: исчерпывающее, всеобъемлющее знание; 3. Простота, лаконичность, экономность
10 Системность             научного знания Единство и взаимосвязь компонентов, согласованность, организованность, структурность
11 Верифицируемость(проверяемость) Английский логик и математик Бертран Рассел утверждал, что научное знание отличается тем, что его можно либо подтвердить, либо опровергнуть. Виды доказательства: а) подтверждение доказывает истинность знания; б) опровержение доказывает его ложность
12 Фальсифицируемость (опровергаемость) Этот критерий был введён английским методологом науки Карлом Поппером, который полагал, что любая научная теория в принципе может быть опровергнута. Рациональная критика – это необходимый элемент науки на всех этапах её развития. Критика осуществляется как отдельными экспертами, так научным сообществом в целом. Наука развивается, благодаря обнаружению ошибок

Этапы истории науки

1 Классическая наука · Господство механической причинности в научном объяснении. Объект познания поддаётся исчерпывающему описанию. В рамках механицизма мир сравнивался с часовым механизмом. · Пример: механика Ньютона, теория познания Декарта
2 Неклассическая наука · Возникает понятие статистической закономерности (причинно-следственные связи имеют статистический характер, наступление событий определяется мерой вероятности, а не жёсткой закономерностью) · Пример: теория относительности Эйнштейна, квантовая механика, теория «тепловой смерти Вселенной» (второе начало термодинамики), теория энтропии (уменьшение степени организованности системы)
3 Постнеклассическая наука · Синтез естественнонаучного и гуманитарного знания, включение в науку о природе представлений о целях, развитие биоэтики, актуализация экологической проблематики, внимание к этическим аспектам научных исследований
Теория научных революций Т. Куна (1922 – 1996)                                    «Структура научных революций»
1.На выбор научной теории влияют традиции научного сообщества, авторитеты, убеждения. Нельзя сводить науку к сумме логических правил. Выбор новой научной теории – результат научной революции. Развитие науки – шаги от одной революции к другой. Когда выбор сделан, дискуссии прекращаются, и наступает период «нормальной науки», в которой в качестве образцовой истины принимается господствующая парадигма. Парадигма – это совокупность образцов, ценностей и установок, которые разделяются научным сообществом. 2. В периоды «нормальной науки» учёные не меняют теоретические установки, не замечают существующих противоречий между опытом и объяснениями. Выбор научной теории имеет социальные и культурные причины. 3. Вывод: «Цель деятельности учёного не познание истины, а разрешение концептуальных проблем или «инструментальных головоломок», существующих в научном сообществе.

Уровни научного познания  

 

1 Эмпирический уровень – это этап в получении научных знаний, который характеризуется опорой на опыт, применением наблюдения и эксперимента
Основным методом эмпирического познания является эксперимент Особенности эксперимента 1. Задача эксперимента – выявить причинно-следственные связи явления с целью объяснения поведения объекта (повысить предсказуемость явления). Цель – объяснение явлений природы. 2. Изучаемое явление помещается в искусственную среду. В реальной жизни явления имеют бесконечное количество связей и отношений. Задача экспериментатора – устранение препятствий для обнаружения причинно-следственных связей и установления научных фактов и закономерностей. 3. Свойства объекта регистрируются приборами. В квантовой физике в начале XX века стало известно, результат эксперимента зависит от состояния и характеристик прибора, так как средства наблюдения участвуют в формировании экспериментальных данных.                                                                      Состав эксперимента 1.Чувственное познание: а) ощущение,                                    б) восприятие,                                         в) представление 2. Наблюдение – целенаправленное и методично организованное восприятие объекта. Результат – регистрация количественных характеристик объекта. 3. Эмпирическое моделирование – замена предмета объектом, имеющим существенные признаки оригинала. 4. Измерение – это процесс определения количественных данных объекта при помощи приборов. Выбор эталона, единицы измерения: какие явления эквивалентны друг другу (например, для измерения времени в современной физике принят эталон секунды)
Формы знания, полученные на эмпирическом уровне Научный факт– наблюдаемое явление, в котором выражается природная закономерность. Факты описываются посредством специального языка науки. Эмпирический закон – установленная в ходе исследования устойчивая связь между явлениями.

2

Понятие – форма мысли, выраженная именем  
Теоретический уровень – это этап познания, которыйреализуется посредством понятий, законов, принципов.

 

Виды понятий

Конкретные: «белый дом»  
Абстрактные: «белизна»  


 

Суждение– это форма мысли, в которой что-либо отрицается или утверждается  




Виды суждений

Утвердительные
Отрицательные
Общие                            (все, всякий, каждый, никто)
Частные                 (некоторые, отдельные, большинство)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: