Муниципальное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 1
Урок музыки в 3 классе
Тема: «Контраст в музыке».
(урок-игра)
Учитель музыки: Вакуленко Г. А.
Цели:
· Познакомить с понятием контраст; учить находить контрасты элементов музыкальной речи в вокальной и инструментальной музыке;
· Учить говорить о музыке, обогащать память детей новыми словами о характере музыки;
· Познакомить с трёхчастной формой музыки, основанной на контрасте;
· Познакомить с выразительными возможностями оперного искусства
(видеофрагмент «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»);
· Подвести к пониманию того, что чем больше меняется видов развития в музыке, тем она интереснее;
Развивающие задачи:
· Развивать умение определять виды развития музыки;
· Развивать умение угадывать замысел композитора в вокальной и инструментальной музыке, анализируя развитие музыки;
· Развивать умение определять 3х частную форму в музыке, смену характера частей;
· Развивать умение слышать, чувствовать смену характера музыки, передающей смену настроения героя и соотносить это со сменой средств музыкальной выразительности;
· Развивать умение находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки музыки;
· Развивать коммуникативные умения учащихся (монологическую речь учащихся, диалог «учитель + ученик» и «ученик + ученик»);
· Развивать творческие способности учащихся.
Освоение знаний о музыке:
· Знакомятся с новыми музыкальными терминами (контраст, алегретто, синкопа, челеста);
· Сравнивать ритмический рисунок 1 и 2 части песни «Свинка обижается» Майстровой и делать вывод о том, что они контрастны (острый и ровный ритм); самостоятельно находить ритмическую фигуру, которая создаёт в 1 части танцевальный характер (синкопа);
· Развивать воображение, представить мысленно героя, слушая «Марш Черномора» М.И.Глинки
· Познакомить кратко с содержанием I действия оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»;
· Практические навыки и умения:
· Правильно формировать гласные звуки, петь с высокой позицией подвижным голосом;
· Показывать с помощью музыкально-дидактической игры «Солнышко и тучка» ладовое и гармоническое развитие в пьесе Ф. Шуберта «Алегретто»;
· Передавать движениями простые ритмические фигуры;
· В своём исполнении точно передавать ритм 1 и 2 части с помощью музыкально-дидактической игры «Танцуй как я»;
· Учить точно передавать голосом мелодию2 части песни с помощью музыкально-дидактической игры «Кузнечик»;
· Понимать значение терминов симфонический оркестр и партитура, пользоваться партитурой на экране для точного исполнения своей партии;
· В своём исполнении на детских музыкальных инструментах создают с помощью контрастов элементов музыкальной речи образ Черномора;
Воспитательные задачи:
· Воспитывать у детей слушательскую и исполнительскую культуру, устойчивый интерес к музыкальному искусству;
· Самостоятельно оценивать свою работу на уроке.
Оборудование, наглядный материал:
· Компьютер, проектор, презентация к уроку;
· Рабочая тетрадь, рисунок цветика-семицветика в ней для анализа элементов музыкальной
· Музыкально-дидактические игры:
«Солнышко и тучка»; «Разноцветные кубики»; «Ритмическое лото»; «Танцуй как я» (объёмная лесенка, большая матрёшка для учителя и маленькие каждому ученику); «Средства музыкальной выразительности»; «Кузнечик»; «Сложи музыку»;
· Тексты песни «Свинка обижается» муз. Майстровой, слова Орлова для всех детей;
· Ноты: песня «Свинка обижается» муз. Майстровой, слова Орлова; «Марш Черномора» М.И.Глинка;
· Детские музыкальные инструменты: бубны, ложки, барабан, треугольник, колокольчики, металлофоны;
· Оценочные листы всем детям.
Ход урока
(Вход в класс под музыку «Вместе весело шагать» В. Я. Шаинского)
Организационная часть урока.
Приветствие: «Здравствуйте ребята, добрый день!»
Распевание:
1). Формирование певческого вдоха и выдоха, правильное формирование гласных;
2). Выравнивание звучания гласных;
3). Выработка высокой позиции и светлого звучания;
4). Выработка подвижного голоса.