Раздел 5. Педагогическая риторика

Тема 7. Особенности речевой коммуникации в процессе образования

Тема: Особенности педагогического общения.

Цель: раскрыть особенности педагогического общения.

Задачи: способствовать формированию осознанного отношения к своей будущей профессии, развитию познавательной активности обучающихся, понимания готовности к непрерывному самообразованию.

План

1.Предмет педагогической риторики и функции педагогического общения.

2.Жанры педагогического общения.                                            

3.Специфика речи преподавателя по физической культуре и спорту.

Предмет педагогической риторики и специфика реи преподавателя

Педагогическая риторика – это поле эмоционально-интеллектуального взаимодействия обучающего и обучаемого, выражаемое в речи.

Предмет педагогической риторики – система принципов, приемов, условий, моделей эффективного риторического общения педагога. Педагогическая риторика изучает речь учителя, преподавателя.

Специфика речи преподавателя

· Публичная речь преподавателя передает информацию слушателям и имеет дидактическую направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Этим обусловлены особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и форме педагогической речи.

· Воспитательная направленность речи педагога предполагает особый подход к отбору информации и ее интерпретации.

· Речь преподавателя служит образцом, который воспринимает обучаемый и по которому он учится строить свою речь. Часто речь преподавателя для обучаемого является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи вообще. Поэтому особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Жанры педагогического общения.

Существует несколько классификаций речевых жанров педагогического красноречия.

Их распределяют взависимости от типов общения:монолог, диалог и полилог. Монолог - развернутое высказывание одного человека. Он реализуется в форме связного текста, имеющего вступление, основную часть и заключение. Диалог - речевое общение двух людей. Он реализуется в форме обмена связными высказываниями. Полилог - речевое общение нескольких лиц. Он строится обычно в форме обмена репликами. Реплики могут быть стимулирующими (побуждающими к речевому действию) и реагирующими (отклик на чьи-либо слова).

К монологическим жанрам педагогического красноречия относятся:

· лекция;

· научный доклад;

· научное сообщение.

Своеобразие речевого жанра лекции в том, что она строится как монолог преподавателя, обращенный к учащимся. Ее теоретический характер предполагает целостное раскрытие лектором темы или раздела курса. Ясность, четкость аргументации, научная доказательность - важнейшие признаки лекции. Принято говорить о двух разновидностях лекции: академической лекции и научно-популярной лекции.

Академическая лекция - это традиционная форма группового об-учения. В ней раскрываются фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых анализируются явления данной отрасли знания (математики, филологии, психологии и т.д.).

Особая разновидность лекции - научно-популярная лекция. Ее отличие от академической лекции - общедоступность и простота изложения. При этом композиция научно-популярной лекции обязательно должна отвечать требованиям науки, поэтому лектор формулирует цель выступления, объясняет конкретные задачи лекции, описывает объект и предмет исследования и т.д.

Академическая и научно-популярная лекции - основные, но не единственные разновидности педагогического красноречия. В научной литературе можно найти такие виды лекции, как вводная, проблемная, информационная, лекция-конференция, лекция-консультация и т.д.

В системе вузовского преподавания принято выделять такие лекции, как:

- установочная - для студентов-заочников, когда из-за ограниченности учебных часов преподаватель указывает студентам цель, направление в самостоятельном изучении какой-либо дисциплины;

- итоговая (заключительная) - последняя лекция курса, ее задача - сделать общий вывод из сказанного на предыдущих занятиях и др.

Качественная лекция - это произведение ораторского искусства, сочетающее научную мысль и эстетику, красоту слова.

Научный доклад - публичное сообщение по определенной теме. Докладчик должен ясно представлять себе цель выступления, иметь план сообщения, систематизировать материал выступления, сформулировать выводы при публикации, указать источники.

Научное сообщение - устное изложение материала в форме рассказа. В его основе предметность и конкретность объяснения. Обычно к этому жанру прибегают, когда речь идет о предварительных научных выводах.

В своем выступлении лектору следует избегать наукообразности - жонглирования научной терминологией, увлечения формой изложения в ущерб содержанию.

К диалогическим жанрам педагогического красноречия логично отнести:

· учебный семинар;

· коллоквиум.

Именно в ходе учебного семинара налаживается диалог между преподавателем и студентом. Учащийся, самостоятельно изучив материал, указанный преподавателем, отдельные вопросы и темы лекционного курса, сообщает о результатах проделанной работы. Преподаватель задает вопросы, уточняет формулировки ответов, корректирует коммуникативное поведение студента.

Коллоквиум - форма учебного занятия, организованного как собеседование преподавателя с учащимися. В этой форме, например, может проходить анализ контрольных, творческих и курсовых работ.

К жанрам педагогического красноречия, ориентированным на полилог, относятся беседа за «круглым столом» и диспут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: