Речь преподавателя по физической культуре и спорту имеет свою специфику, непосредственно связанную с самой профессиональной деятельностью, проходящей в условиях учебно-тренировочного занятия.
Яркой особенностью речи преподавателя по физической культуре выступает спортивный дискурс. Спортивный дискурс – это вид коммуникации между участниками в рамках спортивной деятельности. Проявляется спортивный дискурс в педагогической речи употреблением спортивных терминов, понятийного аппарата.
Доступность речи преподавателя по физической культуре и спорту проявляется, прежде всего, в использовании терминов и команд, которые понятны обучающимся той или иной возрастной группы.
Связь с речедвигательной координацией, являясь отличительной чертой речи преподавателя по физической культуре и спорту, подразумевает умение одновременно показывать и объяснять физические упражнения. При этом не должны быть нарушены качество и плавность его исполнения, а также выразительность речи педагога.
|
|
Лаконичность речи преподавателя на занятии физической культуры связана с отведением большего количества времени для двигательной активности и практической отработки упражнений. Речь педагога должна быть краткой, емкой, но содержательной. Это достигается умелым использованием терминологии в процессе учебно-тренировочного занятия.
Важно наличие четкости в речи преподавателя по физической культуре и спорту. Эта отличительная черта речи педагога обусловлена акустическими особенностями помещений, в которых проводится занятие (спортивный зал, спортивная площадка, бассейн и другие).
Речь преподавателя по физической культуре и спорту отличается активным использованием невербальных средств. Связано это с повышенной двигательной активностью педагога. Кроме того, лаконичная речь при объяснении выполнения физических упражнений требует подкрепления и дополнения жестами. Жестикуляция также используется при проведении подвижных и спортивных игр.
Тем не менее, не стоит забывать про невербальные характеристики речи, куда относятся особенности голоса (сила, темп речи), владение которыми обеспечит продуктивную работу в условиях акустики большого спортивного зала или стадиона.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные особенности педагогического общения и охарактеризуйте их.
2. Расскажите о монологических жанрах педагогического красноречия.
3. Расскажите о диалогических жанрах педагогического красноречия.
4. В чем заключается специфика речи преподавателя по физической культуре и спорту?