СОЦИОЛОГИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
_____________________________________________________________________________
Программа дисциплины
(Стандарт ПД-ОПД)
Екатеринбург
2006
Утверждаю
Проректор
_____________ В.П.Прокопьев
(подпись)
_________
(дата)
Программа дисциплины «Социология рекламной деятельности» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности Реклама, 32401, по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр VI
Общая трудоёмкость дисциплины 60 часов.
В том числе:
Лекций _____16________________
Семинаров____16_______________
Лабораторных работ_____-_______
Контрольные мероприятия:
Рефераты____-___________
Коллоквиумы___-________
Контрольные работы__-___
Другие
(практические работы)_6___
Составитель:
Вандышев Михаил Николаевич, кандидат социологических наук, кафедра теории и истории социологии, Уральский государственный университет.
|
|
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета СО и рекламы.
Протокол заседания от ________ № __________.
© Уральский государственный университет
© М.Н.Вандышев, составление, 2006
I. Введение
1. Цель дисциплины.
Учебный курс «Социология рекламной деятельности» является неотъемлемой частью подготовки специалистов в области рекламы.
Курс позволяет студенту получить представление о современных социологических концепциях рекламной деятельности и рекламы; освоить концептуальный аппарат описания профессиональной деятельности специалиста в области рекламы; понять проблему социальной и профессиональной ответственности и этики рекламной деятельности, а также значительно повысить уровень социально-профессиональной компетентности.
Цель курса - познакомить студентов с социологическими аспектами изучения рекламной деятельности, продемонстрировать потенциал социологического обоснования эффективных рекламных кампаний
2. Задачи дисциплины:
а) рассмотреть основные теоретические подходы к исследованию рекламной деятельности в социологии; б) продемонстрировать и закрепить возможности эмпирических методов социологии в сопровождении рекламных кампаний; в) сформировать навыки и профессиональные компетенции использования результатов социологических исследований в рекламной деятельности; г) сформировать представления о социальной ответственности рекламистов в связи с их профессиональной деятельностью и особенностями современного общества.
|
|
3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования.
Для овладения курсом необходимы знания и навыки, приобретенные в ходе изучения следующих дисциплин: «Социология», «Основы рекламы», «Эстетика рекламы», «Маркетинг в рекламе», «Социология массовой коммуникации», «Разработка концепции рекламного продукта».
В свою очередь, курс становится основой для освоения следующих дисциплин: «Философия рекламы», «Менеджмент в рекламе», «Поведение потребителей», «Психология рекламной деятельности», «Бренд-менеджмент».
4. Требования к уровню освоения содержания курса.
1) В ходе изучения курса студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат в сфере такой научной дисциплины как социология рекламной деятельности.
2) В ходе учебного курса студенты овладевают современными методологическими подходами к рассмотрению рекламной деятельности.
3) У студентов формируется представления о современных тенденциях использования рекламы на предприятиях и в организациях.
5. Методическая новизна курса.
Методика преподавания данного курса непосредственно связана с целью и задачами программы. Реализация поставленных задач обеспечивается благодаря сочетанию различных форм обучения: лекций, семинаров и самостоятельной подготовки. В ходе лекций обеспечивается теоретическая подготовка. Семинары нацелены на обсуждение решения практических задач из сферы рекламной деятельности. Самостоятельная подготовка необходима для закрепления пройденного материала и разработки решения практических заданий.
II. Содержание курса
1. Темы и разделы курса, их краткое содержание.
Тема 1. Введение. Предпосылки появления социологии рекламной деятельности
Исторические и теоретические предпосылки появления социологии рекламной деятельности. Появление рынка и урбанизация.
Объект и предмет социологии рекламной деятельности. Социология рекламной деятельности как отрасль социологического знания. Место социологии рекламной деятельности в системе рекламоведческих дисциплин.
Тема 2. Логика экспансии рекламы в социальное пространство общества
Социальное пространство и его структура. Понятие «сфера общественной жизни». Ключевые процессы конструирования пространства (социальной реальности) и возможности оказания влияния на процесс конструирования (диалектика производства социальной реальности). Место рекламы в этих процессах. Ключевые социальные изменения, приведшие к необходимости рекламной деятельности (топографическое отделение места производства от места продажи, новый ансамбль социально-профессиональных ролей, увеличение количества потребителей, фигура предпринимателя).
Массовизация производства и массовизация общественной жизни. Появление каналов распространения рекламных сообщений. Место рекламной деятельности в структуре потребления. Функции рекламной деятельности в современном обществе.
Тема 3. Структура рекламной деятельности
Представления о структуре человеческой деятельности. Профессиональная деятельность и особенности ее структуры. Основные элементы рекламной деятельности. Проблема субъекта деятельности. Функции субъекта рекламной деятельности. Проблема цели рекламной деятельности. Функции целей рекламной деятельности. Проблема определения метода/способа рекламной деятельности. Понятие «слоев режиссуры» и творчества в профессиональной деятельности. Нормативно-ценностная среда как элемент структуры рекламной деятельности. Объект рекламной деятельности. Множественность и разнообразие конкретных объектов рекламной деятельности. Качественное состояние объекта рекламной деятельности.
|
|
Регуляторы рекламной деятельности. Этика рекламы.
Понятие профессиональной, социальной ответственности. Взгляды на проблему ответственности профессионалов. Продуцирование рисков. Личная и коллективная/корпоративная ответственность. Особенности ответственности рекламистов. Проблема манипуляции.