Основные черты и свойства

Реферат

по дисциплине «Психология»

на тему:

«Характер, его черты и свойства»

 

 

                                                                                       Выполнила студентка

                                                                                                    Группы № 123

                                                                                               Стяжкина Юлия

 

Санкт-Петербург

2019 – 2020 г.г.

________________________________________________________________

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

1. Основы ……….. ………………………………………………………….....4

2.Основные черты и свойства ….……………………………………….…….6

3. Классификация характеров...…………………………………….………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….14

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….15

________________________________________________________________

 


 


Введение

Данная работа посвящена актуальной, на сегодняшний день, теме характер.

В психологии понятие ХАРАКТЕР, означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Проблема характера занимает видное место в психологии начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интенсивная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. (Дж. Ст. Милль, Гальтон, Пере, Полан, Малапер, Кречмер, Гофман, Эвальд и др.). В свое время Дж. Ст. Милль предложил выделить в качестве особой науку этологию, подразумевая под ней характерологию, поскольку до Теофраста для обозначения тех свойств или черт характера, которые впоследствии получили название «характер», употреблялся термин «этос».

В данном реферате я расскажу о чертах, классификации и свойствах характера с использованием литературных трудов Асмолова А.Г., Гоноболина Ф.Н. и Ковалёва А.Г.

 


 


Основы

Как известно, тип нервной системы зависит от врожденных особенностей высшей нервной деятельности. Но физиологическая природа человека не остается неизменной.

Говоря о соотношении типа нервной системы (темперамента) и характера, И.П. Павлов писал, что «тип есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности животного – генотип. Но так как животное со дня рождения подвергается разнообразнейшим влияниям окружающей обстановки, на которые оно неизбежно должно отвечать определенными деятельностями, часто закрепляющимися, наконец, на всю жизнь, то окончательная наличная нервная деятельность животного есть сплав из черт типа и изменений, обусловленных внешней средой, – фенотип, характер».

Аналогичные воздействия среды испытывает и человек. У человека большое влияние на формирование нервной деятельности оказывает не только первая, но и вторая сигнальная система.

Таким образом, хотя прирожденный тип нервной системы — темперамент – является основой характера, определяют его те особенности временных нервных связей и их сложных систем, которые приобретены человеком в процессе жизнедеятельности. Не врождённые качества, а социальная обусловленность, т. е. влияние среды, воспитание, является главной причиной наличия у человека того или иного характера.

От темперамента же главным образом зависит проявление чувств и скорость протекания психических процессов и действий, что, конечно, отражается на характере человека (Гоноболин, 1973).

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера (Ковалев, 1970).

 


 


Основные черты и свойства

Характер – это неразрывное целое. Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе.

Каждое свойство характера – это всегда тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков. В характере фиксируются и как бы поднимаются над конкретной деятельностью только установки, побуждаемые смыслообразующими мотивами личности. Лишь при условии, что мотив имеет особую ценность для личности, актуализируемая им смысловая установка генерализируется применительно к различным ситуациям, превращается в характерологическую черту личности, а затем и сама начинает учитываться при выборе личностью различных возможных мотивов ее деятельности (Асмолов, 2002).

Отношение к общественным обязанностям и долгу проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им – леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он учится или работает и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.

Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка – это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность – одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.

Такие черты характера, как воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. Волевые качества можно воспитывать у человека. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость (Общая психология, 1995).

Нельзя здесь не упомянуть и о так называемом социальном характере. Изучая реакции какой-либо социальной группы, мы имеем дело со структурой личности членов этой группы (отдельных людей). Но при этом нас интересуют не те индивидуальные качества, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы. Эту совокупность черт характера, общую для большинства, называют социальным характером. Он менее специфичен, чем индивидуальный характер. В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Структура личности большинства членов группы представляет собой лишь разные вариации развития одного и того же «ядра», состоящего из общих черт характера.

Понятие социального характера является ключевым для понимания общественных процессов. Характер – в динамическом смысле аналитической психологии – специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе. Характер определяет мысли, чувства и действия индивида.

Часто случается, что некоторая социальная группа на уровне сознания принимает какие-то идеи, но они на самом деле не затрагивают всей натуры членов этой группы в силу особенностей их социального характера. Такие идеи остаются лишь набором осознанных принципов, и в критический момент люди оказываются не способными действовать в соответствии со своими принципами.

Иными словами, идея может стать могущественной силой, но лишь тогда, когда она отвечает специфическим потребностям людей данного социального характера.

Какова же функция социального характера в плане служения индивиду и обществу? Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры (Психология …, 1997).

Если рассматривать социальный характер с точки зрения его функции в общественном процессе, то можно отметить, что приспосабливаясь к определенным социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать. Если социальный характер большинства людей в данном обществе приспособлен к объективным задачам, которые индивид должен выполнять в данном обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества.

Таким образом, социальный характер – это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. Изменения социальных условий приводят к изменению социального характера (к появлению новых потребностей и тревог). Это порождает новые идеи, в то же время, подготавливая людей к их восприятию. Новые же идеи укрепляют и усиливают социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло (Психология …, 1997).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: