Классификация характеров

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Существует множество типологических моделей характеров. Например, типологическая модель социальных характеров Э. Шострома, типологические модели индивидуальных характеров К. Юнга, Э. Кречмера, психоаналитическая типологическая модель А. Лоуэна и др. Рассмотрим некоторые из них.

Так, Э. Шостром в своей книге «Анти-Карнеги или Человек-манипулятор» говорит о манипулятивных характерах. По его мнению, современный манипулятор не стоит на месте, а постоянно развивается и совершенствуется. Он стремится постичь секреты человеческой природы с единственной целью – чтобы лучше контролировать окружающих. Превыше всего манипулятор боится, что кто-нибудь, пусть даже близкий и любимый человек, узнает о его истинных чувствах. Сокрытие своих истинных глубоких чувств – это клеймо манипулятора.

Очень распространенный тип манипулятора – человек, который навязывает собеседникам свой язык. Или «прикрывается» выражениями типа «Да, это, конечно, очень интересно», в то время как никакого интереса не испытывает. Чтобы отрезвить манипулятора, его нужно поставить в неловкое положение, например, фразой «Я тебе не верю».

Еще один тип манипулятора – «нытик». При встрече с вами, он обязательно посвятит первых 15 минут подробному рассказу о том, как он несчастлив, как плохо у него идут дела и насколько расстроено его здоровье.

Все мы манипуляторы. Но прежде, чем отвергать, ампутировать наше манипулятивное поведение, следует постараться переделать его или модернизировать в актуализационное поведение. Т. е., нам надо более творчески манипулировать, поскольку актуализационное поведение – тоже манипулятивное, только выраженное более творчески (Шостром, 1994).

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертному и интравертному типу. При этом каждый тип он разделил на мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный.

Когда чья-либо сознательная ориентация определяется объективной реальность, фактами, получаемыми из внешнего мира, говорят об экстравертной установке. Если такое положение вещей является привычным, обыденным, перед нами – экстравертный тип. Он характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Экстраверсия – ценное качество в общественных ситуациях и в реагировании на требования внешней среды. Но экстравертная установка в крайнем своем проявлении может непостижимым образом пожертвовать самим субъектом для того, чтобы осуществить то, что рассматривается как объективное требование – например, потребности других.

Экстравертный мыслительный тип. Когда жизнь индивида управляется, главным образом, рефлексией, а его действия строятся на основе интеллектуально осмысленных мотивов, говорят о мыслительном типе. Экстравертное мышление обусловлено объективными данными, передаваемыми через восприятие (апперцепцию). Любое суждение здесь строится на критерии, получаемом из внешних условий, т. е. тех, которые передаются традицией или образованием. Экстравертные мыслительные типы настолько увлечены объектом, что без него они просто не могут существовать. Их рефлексия все время вращается вокруг внешних условий и обстоятельств (Психология …, 1997).

Экстравертный чувствующий тип. Чувство экстравертного типа, как и экстравертное мышление, ориентировано объективными данными и обычно пребывает в гармонии с объективными ценностями. Чувство экстравертного типа ищет творческих и поддерживающих гармонию условий в окружающей среде. Экстравертные чувствующие типы обычно очень добродушны и легко приобретают друзей. Они быстро оценивают требования внешней ситуации и с готовностью жертвуют собой для других. Без экстравертного чувства «цивилизованная» общественная жизнь была бы, фактически, невозможной. Коллективные выражения в культуре всецело от этого зависят.

Экстравертный ощущающий тип. Экстравертное ощущение превосходит остальные функции в стремлении ориентироваться на объективную реальность. Как способ восприятия с помощью органов чувств, функция ощущения зависит от объектов. Субъективный компонент заторможен или вытеснен. Реакция-ответ на объект объектом и обусловлена. Данный тип выискивает те объекты, – и людей, и ситуации, – которые возбуждают самые сильные ощущения. Результатом оказывается мощная связь с внешним миром. Хотя у таких людей недостаёт терпения или понимания абстрактной реальности, их ощущение объективных фактов развито крайне хорошо. Они обращают внимание на внешнюю сторону жизни.

Экстравертный интуитивный тип. Интуиция – это функция бессознательного восприятия. В экстравертной установке интуиция направлена на внешние объекты и ими обусловлена. Первичная цель интуиции – постигнуть те аспекты мира, которые не понимаются (не ухватываются) другими функциями. У экстраверта, у которого интуиция ориентирована в направлении вещей и других людей, наблюдается необычная способность ощущать то, что происходит за «сценой», под поверхностью; интуиция «видит» через внешний слой. Главная дилемма для экстравертных интуитивов заключается в том, что сами ситуации, которые, кажется, сулят волнительную свободу, быстро ведут, как только их возможности истощаются, к чувству заточенности, несвободы (Психология …, 1997).

Отличительной чертой интроверсии является ориентация на внутренние личностные качества. Для интровертного типа характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Интровертное сознание может быть достаточно хорошо осведомлено о внешних условиях, но субъективные детерминанты оказываются решающими в качестве движущей силы, мотива. Интроверт связан, главным образом, с впечатлениями, вызываемыми объектом у субъекта.

Интровертный мыслительный тип. Мышление в интровертной установке ориентируется, прежде всего, субъективным фактором. Интроверт-мышление не зависит ни от непосредственного переживания, ни от общепринятых традиционных идей. Оно обращено на прояснение идей или даже самого умственного процесса и лишь потом на его практическое применение. Интровертные мыслители склонны быть теоретиками.

Интровертный чувствующий тип. Чувство в интровертной установке принципиально определяется субъективным фактором. Данный тип труден для понимания, поскольку мало что проявляется на поверхности. То, что справедливо для интровертного мышления, справедливо и для интровертного чувства. Оба ориентированы, прежде всего, на внутренние образы, а не на внешние факты. Образы интровертного мыслителя привязаны к мыслям и идеалам, образы интровертного чувства характерно проявляются как ценности.

Интровертный ощущающий тип. В интровертной установке ощущение изначально основано на субъективном компоненте восприятия. Ощущаемый объект стоит на втором плане по отношению к ощущающему объекту. Физическая чувствительность к объектам и другим людям включает здесь каждую малейшую тень и деталь: как они выглядят, как они чувствуют прикосновение, их вкус и запах, и звуки, которые они издают.

Интровертный интуитивный тип. Интровертная интуиция направлена на содержание бессознательного. Интровертный интуитивный тип обладает сверхобычной способностью «вынюхивать» будущее, еще не проявленные возможности и ситуации. Но интуиция направлена вовнутрь. На более светском уровне люди этого типа склонны быть мистическими мечтателями. Этот тип обычно склонен пренебрегать обычными физическими нуждами. Такие люди мало осведомлены о своем собственном физическом существовании или о его воздействии на других (Психология …, 1997).


 


Заключение

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер»).

 


 


Список литературы

· Асмолов А.Г. Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002.

· Гоноболин Ф.Н. Психология. – М.: Просвещение, 1973.

· Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. – М.: Просвещение, 1970.

· Общая психология / Состав. Е.И. Рогов – М.: ВЛАДОС, 1995.

· Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. – М.: Дайджест, 1994.


 

Приложение

 

В книге известного западного психолога Юнга "Психологические типы" говорится об экстравертах («обращенных наружу») и интровертах («обращенных внутрь»). По мнению автора, есть два варианта приспособиться к окружающему миру. Один из них – экспансия: постоянно общаться, расширять контакты, деловые связи, брать все, что дает жизнь. Таков экстраверт. Интроверты, наоборот, ограничивают свои контакты, замыкаются в себе, как бы прячась в скорлупу. Попытайтесь узнать, к какому типу вы относитесь, ответив «да» или «нет» на пункты предлагаемой вам анкеты.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: