Вопросы для обсуждения:
1. Типология клиентов и целевых групп профилактической деятельности.
2. Факторы риска суицидального поведения.
3. Сходство и различие суицидального поведения у подростков и взрослых.
4. Основные направления деятельности по взаимодействию с несовершеннолетними, имеющими суицидальные мысли, намерения или поведение.
5. Шаги неотложной помощи (кризисной интервенции) (презентация).
6. Подходы к определению кризиса.
7. Виды кризисов.
8. Помощь людям, находящимся в кризисной ситуации.
9. Технология взаимодействия с человеком в кризисном состоянии.
10. Технология помощи людям, перенесшим утрату.
Самостоятельная работа № 1
Тема. Базовые теории социальной педагогики.
Задание.
1. Ознакомиться с базовыми теориями социальной педагогики используя периодические изданиями научно-педагогической направленности (журналы) и другие источники, имеющимися в библиотеке СЭГИ.
2. Заполнить таблицу:
№ | Название источника информации | Название теории | Авторы | Содержание |
1. | Мотивационно-потребностная теория | А.Маслоу | ||
2. | Теория научения | Е.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скинер | ||
3. | Теория социального научения | А.Бандура, Д.Роттер | ||
4. | Теория деятельности | А.Леонтьев | ||
5. | Культурно-историческая теория | Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, В.Давыдов | ||
6. | Теория привязанности | Дж. Боулси | ||
7. | Теория социальной компетентности | И.Зверева, Н.Лаврическо | ||
8. | Личностно-ориентированные теории | В.Сериков. И.Бэх |
|
|
Практическая работа № 1
Тема. Социально - психологическое воздействие на личность отклоняющегося поведения: профилактика, коррекция, сопровождение
Задание 1. Подберите статью из периодической печати по проблемам социальных девиаций. Составьте не менее 7 вопросов к выбранной статье.
Задание 2. Подберите диагностические методики (опросники, анкеты, тесты и др.) для изучения девиантной личности.
Задание 3. Раскройте сущность теорий девиантного поведения (биологический, психологический, социологический). Заполните таблицу.
Название подхода | Сущность данной концепции |
Биологический | |
Психологический | |
Социологический |
21. Работа со случаем [2].
Задача 1.
Придя в семью вы попали в эпицентр семейной разборки (отец бьет ребенка ремнем, мать пытается защитить). Опишите свои возможные действия по урегулированию данного конфликта с учетом вашей дальнейшей работы с данной семьей.
Задача 2.
Одна из ваших подопечных семей – многодетная. Мать воспитывает детей одна. Материальный уровень в семье значительно ниже среднего (алименты мать не получает, пособия минимальные). Условия проживания детей не соответствуют ни санитарно-эпидемиологическим, ни другим нормам, но отношение в семье замечательные, дети ходят в школу, неплохо учатся – поводов для обоснованного изъятия детей из семьи нет (мать и слышать об этом не желает). Опишите и обоснуйте ваши действия.
|
|
Задача 3.
К вам обратилась мама 16-летней девочки с просьбой о помощи. Дочь все свободное время отдает тренировкам по волейболу, являясь капитаном команды школы, постоянно выступает в спортивных соревнованиях, много времени уделяет совершенствованию тактико-технической подготовки, самообразованию в области данного спорта. К учебе особого интереса не проявляет, посторонних интересов, друзей, хобби у нее нет. Является ли, на ваш взгляд, данная ситуация примером зависимого поведения? Обоснуйте свой ответ. Предложите варианты социально-педагогической помощи маме и ее дочери.
Задача 4.
К вам обратилась мама молодого человека с просьбой о помощи. Подросток 17 лет активно увлекается идеями готической культуры, сатанизма и т.д. Родительница обеспокоена, найдя у сына литературу суицидологического содержания. Какие темы для бесед вы предложите? Каковы технологические варианты решения указанной проблемы?
Задача 5. Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.
Вопросы и задания
1. Что должен сделать специалист по работе с семьей на первом этапе работы с семьей?
2. Какие мероприятия необходимо осуществить специалисту с данной семьей?
3.Какими методами специалист может воздействовать на ребенка?
Задача 6. Как-то в ненастный день отправили семиклассников на уборку картофеля. План уборки школой был уже выполнен, и обычно дисциплинированный класс не был настроен на эту поездку. Пришлось согласиться: ехать не обязательно. Классный руководитель так и сказал: желающие могут остаться дома. Но при этом добавил, что разговор сегодня идет не только о выполнении плана, а о том, чтобы помочь спасти урожай. Никто не остался в тот день дома.
Вопросы и задания
1. Дайте характеристику ценностно-ориентационной готовности к труду?
2. С чего начинается социально-педагогическая деятельность?
3. В чем особенность мотивационной функции применяемой педагогом?
Задача 7. Шестиклассник Витя К.– трудный подросток. Ему свойственно ярко выраженное стремление к лидерству. Но реализовать свое стремление в коллективе класса мальчик не может, а поэтому удовлетворяется поступками отрицательными. Одноклассники не доверяют ему и ни в чем не хотят признать его вожаком.
Вопросы и задания
1. Какие существуют категории детей группы риска?
2. Какие особенности имеют дети группы риска?
3. Назовите основные аспекты негативного влияния на детей?
Задача 8.
Виктор К. в школе – один из лучших по успеваемости, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах.
Вопросы и задания
1. Какой стиль воспитания мог привести к данной проблеме?
2. Понятие социального патронажа и надзора?
3. Какие виды консультирования может предложить специалист по работе с семьей?
Задача 9. Уже 11 часов вечера, а дочери все еще нет. Мать очень волнуется, обзвонила всех одноклассников, родственников. Дочери нигде не было. Мать не может найти себе места.
Около полуночи Ира веселая и счастливая пришла домой.
– Где ты болталась? Кто разрешил тебе так поздно приходить домой? Если ты в 11-м классе, то решила, что уже взрослая?.. Ты бы лучше училась, чем пропадать неизвестно где! – в сердцах выговаривала мать.
|
|
– Мама, что ты так волнуешься, я была с Сережей на дискотеке в его училище, – пыталась защититься девушка.
– С каким еще Сережей? С этим? – она выхватила из дневника Иры фотографию юноши. – Я тебе покажу, как гулять перед выпускными экзаменами! – закричала она и на клочки в гневе порвала фотографию Сергея.
– Как ты смела! – закричала в свою очередь девушка, бросившись собирать разлетевшиеся по комнате кусочки. Подобрав их, со слезами она закрылась в своей комнате.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте диалог матери и дочери.
2. Дайте оценку поведению и действиям матери и дочери.
3. Что же делать, чтобы снять напряжение в семье?
4. Как должны относиться родители к появлению у детей (юноши или девушки) первого чувства?
Задача 10. Один из учеников класса постоянно опаздывает на первый урок. Это продолжается уже несколько недель. Выслушав замечание учителя опоздавший извиняется и обещает не опаздывать. Однако опоздания продолжаются.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте поведение ребенка.
2. Как бы вы (на месте классного руководителя или учителя-предметника) поступили, если бы в Вашем классе был подобный ребенок.
3. Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию.
4. Какую работу необходимо провести с данным учащимся.
Задача 11 (А.С. Макаренко)«У меня был Иван Петрович Городич. Это было еще в колонии имени Горького.
Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю:
– Кто дежурный? 5 часов ареста!
– Есть 5 часов ареста. Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал дежурному, пришел ко мне в кабинет:
– Я прибыл под арест.
Я сначала хотел было сказать ему – «брось». А потом думаю: «Ладно, садись». И просидел 5 часов под арестом. Ребята заглядывают в кабинет – Иван Петрович сидит под арестом. Когда кончился арест, он вышел на улицу. Ну, думаю, что-то будет. Слышу гомерический хохот. Ребята его качают.
|
|
– За что?
– За то, что сел под арест и не спорил»!
Вопросы и задания
1. Как Вы относитесь к наказанию воспитателя в присутствии коллектива воспитанников?
2. Не способствует ли такая мера ослаблению авторитета воспитателя у воспитанников?
3. Приемлемо ли такое решение с точки зрения педагогики сотрудничества? Как бы Вы поступили в данной ситуации с позиции руководителя колонии и воспитателя?
Задача 12. В класс пришел ребенок из семьи мигрантов Алан Бероев. Его семья приехала из Чечни. Алан плохо владеет русским языком, так как в семье чаще говорят на родном – чеченском. Педагоги практически не спрашивают Алана на занятиях. Дети сторонятся его. А классный руководитель не оказывает мальчику помощи в адаптации к новым условиям жизни и учебы.
Вопросы и задания
1. Как решались подобные задачи в истории педагогики?
2. Как решается данная задача, исходя из концепции поликультурного образования?
3. Какие педагогические принципы были нарушены педагогами?
4. Придумайте варианты развития ситуации: благоприятный и неблагоприятный, исходя из конкретных социально-педагогических реальностей.
5. Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?
Вопросы для самоконтроля
1. Каково соотношение формальных и неформальных институтов социализации?
2. Каковы основные функции социальной педагогики?
3. Дайте характеристику семьи как малой социальной группы.
4. Охарактеризуйте типы и стили семейного воспитания.
5. Каковы основные функции социальной работы с семьей?
6. Чем объясняется значительный рост случаев отклоняющегося поведения детей и подростков в последние годы?
7. Какие меры, способствующие повышению ответственности семьи за последствия девиантного поведения детей, вы можете предложить?
8. Почему, на ваш взгляд, уровень преступности в обществе остается относительно стабильным?
9. Какое из перечисленных ниже понятий требует экстренного вмешательства: «суицид», «суицидальная попытка», «суицидальное поведение»?
10. В чем сходство и различие суицидального поведения у подростков и взрослых?
11. Каковы задачи кризисной интервенции при суициде?
12. Каковы основные методы работы у кризисными состояниями?
13. Сравните психологический и клинический подход к определению кризиса.
14. Укажите профессионально-важные качества специалиста, осуществляющего консультирование клиентов, находящихся в состоянии кризиса.
15. Предложите программу помощи человеку в ситуации кризиса, избранного на ваше усмотрение.