Практическое занятие 1.3 «Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. Работа с людьми в кризисной ситуации»

Вопросы для обсуждения:

1. Типология клиентов и целевых групп профилактической деятельности.

2. Факторы риска суицидального поведения.

3. Сходство и различие суицидального поведения у подростков и взрослых.

4. Основные направления деятельности по взаимодействию с несовершеннолетними, имеющими суицидальные мысли, намерения или поведение.

5. Шаги неотложной помощи (кризисной интервенции) (презентация).

6. Подходы к определению кризиса.

7. Виды кризисов.

8. Помощь людям, находящимся в кризисной ситуации.

9. Технология взаимодействия с человеком в кризисном состоянии.

10. Технология помощи людям, перенесшим утрату.

Самостоятельная работа № 1

Тема. Базовые теории социальной педагогики.

Задание.

1. Ознакомиться с базовыми теориями социальной педагогики используя периодические изданиями научно-педагогической направленности (журналы) и другие источники, имеющимися в библиотеке СЭГИ.

2. Заполнить таблицу:

Название источника информации Название теории Авторы Содержание
1.   Мотивационно-потребностная теория А.Маслоу  
2.   Теория научения Е.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скинер  
3.   Теория социального научения А.Бандура, Д.Роттер  
4.   Теория деятельности А.Леонтьев  
5.   Культурно-историческая теория Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, В.Давыдов  
6.   Теория привязанности Дж. Боулси  
7.   Теория социальной компетентности И.Зверева, Н.Лаврическо  
8.   Личностно-ориентированные теории В.Сериков. И.Бэх  

 

Практическая работа № 1

Тема. Социально - психологическое воздействие на личность отклоняющегося поведения: профилактика, коррекция, сопровождение

 

Задание 1. Подберите статью из периодической печати по проблемам социальных девиаций. Составьте не менее 7 вопросов к выбранной статье.

Задание 2. Подберите диагностические методики (опросники, анкеты, тесты и др.) для изучения девиантной личности.

Задание 3. Раскройте сущность теорий девиантного поведения (биологический, психологический, социологический).  Заполните таблицу.

Название подхода Сущность данной концепции
Биологический  
Психологический  
Социологический  

 

21. Работа со случаем [2].

Задача 1.

Придя в семью вы попали в эпицентр семейной разборки (отец бьет ребенка ремнем, мать пытается защитить). Опишите свои возможные действия по урегулированию данного конфликта с учетом вашей дальнейшей работы с данной семьей.

Задача 2.

Одна из ваших подопечных семей – многодетная. Мать воспитывает детей одна. Материальный уровень в семье значительно ниже среднего (алименты мать не получает, пособия минимальные). Условия проживания детей не соответствуют ни санитарно-эпидемиологическим, ни другим нормам, но отношение в семье замечательные, дети ходят в школу, неплохо учатся – поводов для обоснованного изъятия детей из семьи нет (мать и слышать об этом не желает). Опишите и обоснуйте ваши действия.

Задача 3.

К вам обратилась мама 16-летней девочки с просьбой о помощи. Дочь все свободное время отдает тренировкам по волейболу, являясь капитаном команды школы, постоянно выступает в спортивных соревнованиях, много времени уделяет совершенствованию тактико-технической подготовки, самообразованию в области данного спорта. К учебе особого интереса не проявляет, посторонних интересов, друзей, хобби у нее нет. Является ли, на ваш взгляд, данная ситуация примером зависимого поведения? Обоснуйте свой ответ. Предложите варианты социально-педагогической помощи маме и ее дочери.

    Задача 4.

К вам обратилась мама молодого человека с просьбой о помощи. Подросток 17 лет активно увлекается идеями готической культуры, сатанизма и т.д. Родительница обеспокоена, найдя у сына литературу суицидологического содержания. Какие темы для бесед вы предложите? Каковы технологические варианты решения указанной проблемы?

Задача 5. Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.

Вопросы и задания

1. Что должен сделать специалист по работе с семьей на первом этапе работы с семьей?

2. Какие мероприятия необходимо осуществить специалисту с данной семьей?

3.Какими методами специалист может воздействовать на ребенка?

Задача 6. Как-то в ненастный день отправили семиклассников на уборку картофеля. План уборки школой был уже выполнен, и обычно дисциплинированный класс не был настроен на эту поездку. Пришлось согласиться: ехать не обязательно. Классный руководитель так и сказал: желающие могут остаться дома. Но при этом добавил, что разговор сегодня идет не только о выполнении плана, а о том, чтобы помочь спасти урожай. Никто не остался в тот день дома.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику ценностно-ориентационной готовности к труду?

2. С чего начинается социально-педагогическая деятельность?

3. В чем особенность мотивационной функции применяемой педагогом?

Задача 7. Шестиклассник Витя К.– трудный подросток. Ему свойственно ярко выраженное стремление к лидерству. Но реализовать свое стремление в коллективе класса мальчик не может, а поэтому удовлетворяется поступками отрицательными. Одноклассники не доверяют ему и ни в чем не хотят признать его вожаком.

Вопросы и задания

1. Какие существуют категории детей группы риска?

2. Какие особенности имеют дети группы риска?

3. Назовите основные аспекты негативного влияния на детей?

Задача 8.

Виктор К. в школе – один из лучших по успеваемости, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах.

Вопросы и задания

1. Какой стиль воспитания мог привести к данной проблеме?

2. Понятие социального патронажа и надзора?

3. Какие виды консультирования может предложить специалист по работе с семьей?

Задача 9. Уже 11 часов вечера, а дочери все еще нет. Мать очень волнуется, обзвонила всех одноклассников, родственников. Дочери нигде не было. Мать не может найти себе места.

Около полуночи Ира веселая и счастливая пришла домой.

– Где ты болталась? Кто разрешил тебе так поздно приходить домой? Если ты в 11-м классе, то решила, что уже взрослая?.. Ты бы лучше училась, чем пропадать неизвестно где! – в сердцах выговаривала мать.

– Мама, что ты так волнуешься, я была с Сережей на дискотеке в его училище, – пыталась защититься девушка.

– С каким еще Сережей? С этим? – она выхватила из дневника Иры фотографию юноши. – Я тебе покажу, как гулять перед выпускными экзаменами! – закричала она и на клочки в гневе порвала фотографию Сергея.

– Как ты смела! – закричала в свою очередь девушка, бросившись собирать разлетевшиеся по комнате кусочки. Подобрав их, со слезами она закрылась в своей комнате.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте диалог матери и дочери.

2. Дайте оценку поведению и действиям матери и дочери.

3. Что же делать, чтобы снять напряжение в семье?

4. Как должны относиться родители к появлению у детей (юноши или девушки) первого чувства?

Задача 10. Один из учеников класса постоянно опаздывает на первый урок. Это продолжается уже несколько недель. Выслушав замечание учителя опоздавший извиняется и обещает не опаздывать. Однако опоздания продолжаются.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте поведение ребенка.

2. Как бы вы (на месте классного руководителя или учителя-предметника) поступили, если бы в Вашем классе был подобный ребенок.

3. Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию.

4. Какую работу необходимо провести с данным учащимся.

Задача 11 (А.С. Макаренко)«У меня был Иван Петрович Городич. Это было еще в колонии имени Горького.

Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю:

– Кто дежурный? 5 часов ареста!

– Есть 5 часов ареста. Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал дежурному, пришел ко мне в кабинет:

– Я прибыл под арест.

Я сначала хотел было сказать ему – «брось». А потом думаю: «Ладно, садись». И просидел 5 часов под арестом. Ребята заглядывают в кабинет – Иван Петрович сидит под арестом. Когда кончился арест, он вышел на улицу. Ну, думаю, что-то будет. Слышу гомерический хохот. Ребята его качают.

– За что?

– За то, что сел под арест и не спорил»!

Вопросы и задания

1. Как Вы относитесь к наказанию воспитателя в присутствии коллектива воспитанников?

2. Не способствует ли такая мера ослаблению авторитета воспитателя у воспитанников?

3. Приемлемо ли такое решение с точки зрения педагогики сотрудничества? Как бы Вы поступили в данной ситуации с позиции руководителя колонии и воспитателя? 

Задача 12. В класс пришел ребенок из семьи мигрантов Алан Бероев. Его семья приехала из Чечни. Алан плохо владеет русским языком, так как в семье чаще говорят на родном – чеченском. Педагоги практически не спрашивают Алана на занятиях. Дети сторонятся его. А классный руководитель не оказывает мальчику помощи в адаптации к новым условиям жизни и учебы.

Вопросы и задания

1. Как решались подобные задачи в истории педагогики?

2. Как решается данная задача, исходя из концепции поликультурного образования?

3. Какие педагогические принципы были нарушены педагогами?

4. Придумайте варианты развития ситуации: благоприятный и неблагоприятный, исходя из конкретных социально-педагогических реальностей.

5. Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково соотношение формальных и неформальных институтов социализации?

2. Каковы основные функции социальной педагогики?

3. Дайте характеристику семьи как малой социальной группы.

4. Охарактеризуйте типы и стили семейного воспитания.

5. Каковы основные функции социальной работы с семьей?

6. Чем объясняется значительный рост случаев отклоняющегося поведения детей и подростков в последние годы?

7. Какие меры, способствующие повышению ответственности семьи за последствия девиантного поведения детей, вы можете предложить?

8. Почему, на ваш взгляд, уровень преступности в обществе остается относительно стабильным?

9. Какое из перечисленных ниже понятий требует экстренного вмешательства: «суицид», «суицидальная попытка», «суицидальное поведение»?

10. В чем сходство и различие суицидального поведения у подростков и взрослых?

11. Каковы задачи кризисной интервенции при суициде?

12. Каковы основные методы работы у кризисными состояниями?

13. Сравните психологический и клинический подход к определению кризиса.

14. Укажите профессионально-важные качества специалиста, осуществляющего консультирование клиентов, находящихся в состоянии кризиса.

15. Предложите программу помощи человеку в ситуации кризиса, избранного на ваше усмотрение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: