Что будет с галереями после закрытия Центрального дома художника

Текст: Жанна Васильева

1 апреля пространство ЦДХ передано Третьяковской галерее. Есть ли жизнь после ЦДХ для "АрхМосквы" или ярмарки Non/fiction? Что будет с галереями, которые размещались в ЦДХ? И есть ли жизнь после ЦДХ для компании "ЭКСПО ПАРК", которая все выставочные проекты создавала именно под эту площадку? Об этом размышляет генеральный директор компании Василий Бычков.

Василий Бычков: Жизнь после ЦДХ есть. Последние два года я занимался тем, что искал площадку, где мог бы быть создан культурный кластер в том же формате, в каком он существовал в Центральном доме художника. Речь о месте, где без бюджетных дотаций на самоокупаемости сосуществуют галерейный центр, киноконцертный зал, пространство для временных выставок, которые обеспечивают приток посетителей для галерей и сервисных организаций. Вот этот уникальный формат очень хотелось сохранить.

Арт-кластеров в Москве сейчас много, в том числе с галереями. Например, "Винзавод" или "Аrt Play"…

Василий Бычков: Я посмотрел 36 вариантов в Москве. И лофты, и вновь открывшиеся пространства. Но если говорить о центре Москвы, то всегда было три площадки, сравнимые по статусу и местоположению. Это Манеж, Гостиный двор и ЦДХ. ЦДХ закрылся. Осталось две. Но Манеж - это выставочная площадка. И в Манеже мы 16 апреля открываем ярмарку антиквариата и современного искусства в России - Russian Antique & Art Fair (RA&AF). Если же говорить о формате ЦДХ, позволяющем соединить краткосрочные и долгосрочные проекты, то остается Гостиный двор. Это 70 тысяч кв.м. Из них 12 000 кв.м - прекрасный атриум, перекрытая теплая городская площадь. А вокруг - пространство, которое мы сейчас структурируем в партнерстве с МВО "Манеж". Стратегическая задача, поставленная мэром, - создание здесь культурного квартала.

Не музейного квартала, а галерейного пространства?

Василий Бычков: Тут есть муниципальный Музей моды, "Центр стереоскопической фотографии", создается музей Гостиного двора… Я предлагаю сделать московский музей или "Галерею частных коллекций". Сейчас открываются полтора десятка антикварных галерей, Архитектурный клуб, магазин "Культ-товары", книжный. Но в первую очередь речь идет о программе выставочных проектов. В частности, сюда из ЦДХ переезжают два антикварных салона, ярмарка интеллектуальной литературы "Non/Fiction", "АрхМосква", Неделя дизайна, Форум коллекционеров, салон "Старая бумага".

Если говорить о ближайшем проекте - ярмарке RA&AF в Манеже, то вы соединяете там современное искусство и антиквариат. При этом с 23-го апреля в новом галерейном пространстве Сube в Ritz Carlton на Тверской собираются коллекционеры современного искусства - в проекте Art.Collectors. Через месяц 16-19 мая в Гостином дворе Владимир Овчаренко открывает ярмарку современного искусства "Да! Moscow". В сентябре запланирована очередная ярмарка "CosМoscow". Предполагается, что коллекционеры готовы покупать современное искусство каждый месяц? Так сказать, лишь с перерывом на лето? Рынок растет?

Василий Бычков: Нет, рынок современного искусства не растет, к сожалению.

Но ярмарка - это же место продаж?

Василий Бычков: Цель не только продать, но и показать лучшие работы из коллекций галерей. Обозначить свою активность на этом поле.

Напомнить о себе?

Василий Бычков: Если говорить про нас, организаторов этих проектов, то мы не продаем, а организуем точки роста. Хотя рынок современного искусства и мал, и слаб, его существование очень важно для страны. Это энергетически очень сильная часть художественного рынка в целом. Арт-рынок - такой же способ жизни искусства в социуме, как некоммерческие фонды и институции, музеи, академические гранты на исследования, художественное сообщество, … Нельзя забить дверь в пространство, которое выстраивала "Арт Москва", а сейчас выстраивает "СоsMoscow", и повесить записку: "Перерыв. Зайдите через пять лет". Объявить перерыв можно - зайти через пять лет не получится. Некуда будет заходить.

А если говорить о второй части RA&AF - рынке старого искусства?

Василий Бычков: Этот рынок меняется в условиях развития интернет-торговли. Последний аукцион "Литфонда" показал, что вещи стоимостью десять миллионов рублей продаются online. Международный синдикат антикваров CINOA, куда входит наша российская конфедерация антикваров, прогнозирует, что в 2020-21 году интернет-продажи искусства превысят продажи offline, то есть продажи в галереях, на аукционах и ярмарках. Галереям с их высокими издержками на аренду трудно выживать. Многие "ужимаются" до маленького офиса. Но именно в этих условиях большие ярмарки и выставки особенно интересны. Они позволяют галереям показать коллекции, а покупателям - увидеть и сравнить их в одном месте. И, конечно, это возможность общаться с экспертами, коллегами…

По сравнению с рынком современного искусства антикварный рынок демонстрирует рост?

Василий Бычков: Скажем так, он более устойчив. При правильной экспертной оценке и правильном выборе покупка хорошего произведения искусства окупает себя. Оно дорожает на 25 процентов в год.

Откуда эта цифра?

Василий Бычков: Практика показывает.

Практика показывает также громкие процессы в связи с подделками…

Василий Бычков: Мы говорим о правильном выборе и точной экспертной оценке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: