Програм | Дополнительные | Дополнительные | Программы |
мы | общеразвивающие | предпрофессиональные | спортивной |
Этапы | программы | программы | подготовки |
подгото | |||
вки |
СО | Реализуются для | Не допускается | |
детей и взрослых в | |||
срок, установленный | |||
организацией по | |||
согласованию с | |||
учредителем | |||
(рекомендуется 36 | |||
недель в году) | |||
НП | Реализуется в | Допускается с | |
отношении детей в | учетом специфики | ||
возрасте до 18 лет в | подготовки | ||
Т(СС) | сроки, определенные | Реализуется в | |
ФГТ из расчета от 36 | отношении лиц, | ||
до 42 недель в году | проходящих | ||
ССМ | Допускается для | спортивную | |
завершения | подготовку в | ||
образовательного | соответствии с | ||
Не допускается | процесса только для | федеральными | |
детей, прошедших | стандартами | ||
обучение на | спортивной | ||
тренировочном этапе | подготовки из | ||
ВСМ | Не допускается | расчета 52 недели в | |
году |
|
|
Сокращения, используемые в таблице N 7: СО - спортивно-оздоровительный этап; НП - этап начальной подготовки;
Т (СС) - тренировочный этап (этап спортивной специализации); ССМ - этап совершенствования спортивного мастерства; ВСМ - этап высшего спортивного мастерства;
ФГТ - федеральные государственные требования к минимуму содержания,
структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам
4.2. Оказание физкультурно-оздоровительных услуг и реализация дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, могут оказывать физкультурно-оздоровительные услуги путем проведения занятий по физической культуре и спорту, а образовательные организации или организации, осуществляющие обучение, могут реализовывать общеразвивающие программы дополнительного образования в области физической культуры и спорта, используя для этого спортивно-оздоровительный этап.
Разработка программ данного уровня, а также определение порядка приема лиц на данные программы осуществляется организацией на основании локального нормативного акта самостоятельно в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
|
|
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным
нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность*(56).
4.3. Условия, предъявляемые к предпрофессиональным программам дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
Условия, предъявляемые к разработке и реализации предпрофессиональных
программ дополнительного образования определяются федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ по физической культуре и спорту и к срокам обучения по этим программам образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры
и спорта, утвержденными приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 730 (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30530).
Образовательная организация в соответствии с указанными федеральными государственными требованиями и с учетом требований федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта самостоятельно разрабатывает в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" реализуемые программы. При этом необходимо обеспечить преемственность дополнительных предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки, реализуемых данной образовательной организацией.
При приеме детей для реализации дополнительных предпрофессиональных программ необходимо руководствоваться приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30531).
4.4. Условия, предъявляемые к программам спортивной подготовки. Условия, предъявляемые к структуре и содержанию программ спортивной
подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки, содержатся в федеральных стандартах спортивной подготовки, а в случае их отсутствия рекомендуется придерживаться следующей структуры программы спортивной подготовки (далее - Программа):
титульный лист; пояснительная записка;
нормативная часть;
методическая часть;
система контроля и зачетные требования;
перечень информационного обеспечения;
план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
На "Титульном листе" Программы указывается:
наименование вида спорта;
наименование организации, осуществляющей спортивную подготовку;
название Программы;
название федерального стандарта спортивной подготовки, на основе
которого разработана Программа;
срок реализации Программы;
год составления Программы.
В "Пояснительной записке" Программы дается характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса, излагается структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, дисциплины).
"Нормативная часть" Программы содержит:
продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта;
соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта;
планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта; режимы тренировочной работы; медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам,
|
|
проходящим спортивную подготовку; предельные тренировочные нагрузки;
минимальный и предельный объем соревновательной деятельности; требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию; требования к количественному и качественному составу групп подготовки; объем индивидуальной спортивной подготовки; структуру годичного цикла (название и продолжительность периодов,
этапов, мезоциклов).
"Методическая часть" Программы содержит:
рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований;
рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок; рекомендации по планированию спортивных результатов; требования к организации и проведению врачебно-педагогического,
психологического и биохимического контроля; программный материал для практических занятий по каждому этапу
подготовки с разбивкой на периоды подготовки;
рекомендации по организации психологической подготовки;
планы применения восстановительных средств;
планы антидопинговых мероприятий;
планы инструкторской и судейской практики.
"Система контроля и зачетные требования" Программы включает:
конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта;
требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку на следующий этап спортивной подготовки; виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и
тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля;
|
|
комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования.
В "Перечень информационного обеспечения" Программы рекомендуется включать: список литературных источников, перечень аудиовизуальных средств, перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в работе лицами, осуществляющими спортивную подготовку и при прохождении спортивной подготовки лицами, проходящими спортивную подготовку.
План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий формируемый организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, рекомендуется включать в Программу.
Действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование программ спортивной подготовки не предусматривается.
При разработке и описании в программе спортивной подготовки требований
к методической основе тренировочного процесса рекомендуется руководствоваться следующими принципами и подходами:
а) направленность на максимально возможные достижения.
Направленность на максимально возможные (высшие) достижения реализуется при использовании наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки, поэтапном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима спортсменов, применении оптимальной системы питания, отдыха и восстановления.
б) программно-целевой подход к организации спортивной подготовки. Данный принцип выражается в прогнозировании спортивного результата и
его составляющих, моделировании основных сторон соревновательной деятельности, уровня подготовленности (физической, технической, тактической, психической, теоретической), структуры тренировочного и соревновательного процесса в различных циклах, составлении конкретных программ спортивной подготовки на различных этапах и их реализации, внесении коррекций, обеспечивающих достижение конечной целевой установки - побед на определенных спортивных соревнованиях, достижении конкретных спортивных результатов.
в) индивидуализация спортивной подготовки.
Процесс спортивной подготовки должен строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного спортсмена, его пола, возраста, функционального состояния, спортивного мастерства.
г) единство общей и специальной спортивной подготовки.
На основе общей физической подготовки, заложенной на начальных этапах многолетней подготовки спортсмена, должно происходить увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств.
д) непрерывность и цикличность процесса подготовки.
Спортивная подготовка строится как круглогодичный и многолетний взаимосвязанный процесс. Цикличность спортивной подготовки проявляется в необходимости систематического тренировочного процесса и одновременного изменения их содержания в соответствии с закономерностями тренировочного процесса и этапов спортивной подготовки.
е) возрастание нагрузок.
Правильное использование нагрузок и воздействий в процессе подготовки спортсмена основывается на принципе их возрастания, где объемы и способы (постепенность, ступенчатость, волнообразность) возрастания нагрузок определяются в зависимости от этапа подготовки, возраста и спортивного мастерства спортсмена.
ж) взаимосвязанность спортивной подготовки и соревновательной деятельности.
Рациональное построение процесса подготовки спортсмена предполагает его строгую направленность на формирование календаря соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное выступление спортсмена на спортивных соревнованиях соответствующего уровня.
Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки содержатся в федеральных стандартах спортивной подготовки, а в случае их отсутствия рекомендуется руководствоваться предлагаемыми критериями результативности:
1) на этапе начальной подготовки:
формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
освоение основ техники по виду спорта;
всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов;
отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта.
2) на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта;
формирование спортивной мотивации;
укрепление здоровья спортсменов.
3) на этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышение функциональных возможностей организма спортсменов; совершенствование общих и специальных физических качеств, технической,
тактической и психологической подготовки;
стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на
региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья спортсменов.
4) на этапе высшего спортивного мастерства:
достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;
повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.