Процесс консультирования. Этапы

 

Этап 1 Установление контакта с клиентом. Первая встреча.  
Этап 2. Сбор информации. Определение психологической проблемы.  
Этап 3. Формулирование запроса  
Этап 4. Воздействие. Поиск решения. Реализация психологических методов воздействия.
Этап 5. Результаты. Выводы

 

Этап 1. Установление контакта

Приемлемая личность консультанта + профессиональная компетентность

Помочь клиенту снять тревогу. Психологическая безопасность. Доверие к консультанту.

«Что вы хотите сегодня обсудить?»

«С чего Вы хотите начать свой рассказ?»

«Что привело Вас ко мне?»

 

Дать клиенту пространство выговориться. Вербализовать (озвучить словами проблему и своё состояние) Отреагировать эмоции (осознать и прожить).

_______________________________________________________________

Этап 2. Сбор информации. Определение психологической проблемы

Психологическая проблема – фиксация на недостижимой цели или преграде.

Желание + препятствие («Хочу, но не получаю и страдаю от этого»). Если мотивация отсутствует, проблемы не может быть.

Причины проблемы в психике индивида, его внутреннем мире.

Психологическую проблему не решить внешними средствами, человек в другой подобной ситуации будет поступать также.

Необходимо менять поведение, личность, элементы сознания и бессознательного.

Примеры

Проблема Например, низкая уверенность в себе, социальные страхи, боязнь незнакомых людей. Из-за этого человек боится контактировать с незнакомыми людьми, искать работу, отстаивать свои права…  
Решение внешними средствами Если ходить с ним, например, на собеседования, чтобы он устроился на работу, контактировать с работодателем, это проблемы не решит. Если ходить с ним и отстаивать его права потребителя в магазине, то это проблему не решит.
Решение психологическими средствами ?

 

Проблема Например, у взрослого сына/взрослой дочери эмоциональная зависимость от матери, проживают совместно. Клиент(ка) очень много общается с матерью, всё ей рассказывает, зависит от её мнения, не принимает собственных решений.  
Решение внешними средствами Если клиент(ка) просто переедет в другую квартиру, это проблему кардинально не решит. Мать может обставить квартиру по своему вкусу, иметь ключи, постоянно звонить и приходить к сыну/дочери, диктовать, что делать.
Решение психологическими средствами ?

 

Проблема У мужчины и женщины произошёл разрыв любовных отношений. Один партнёр проявил инициативу расставания и не собирается менять решение, у него чувства прошли, отношения себя изжили. Второй всё ещё любит, страдает, хочет вернуть партнёра.  
Решение внешними средствами Вариант: забрасывать ушедшего любовными письмами, подарками, звонить по телефону, умолять вернуться, пойти к колдунье, угрожать покончить с собой…   Вариант: найти другого партнёра (при этом сохраняя чувства к этому), вступить с ним в отношения, имитировать чувства.
Решение психологическими средствами ?

 

Сбор всей необходимой информации, которая касается проблемы.

??? Универсальные вопросы:

Как давно существует проблема?

В чём Вы видите её причины?

Были ли попытки решения проблемы? Чем они закончились?

 

Базовые техники (вне зависимости от метода, в котором работает психолог)

Повторение. Дословное повторение или акценты на определённых элементах, словах, фразах.

Выяснение. Задавание вопросов. «Вы действительно этого хотите?» «Что Вы имеете в виду?»

Перефразирование. Повторение слов клиента своими словами. «Правильно ли я Вас понимаю, что Вы?..» «То есть другими словами там произошло..?»

Отражение чувств. Назвать чувство, которое испытывает и проявляет клиент. «Я вижу, Вы опечалены». «Вы, наверное, очень злитесь сейчас».

Резюмирование. Подведение итогов всего сказанного клиентом.

_______________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: