Региональное общественное молодежное добровольческое
Движение «Вместе» Республики Башкортостан
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМА И ТАБАКОКУРЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК
УФА-2012
Составители:
Рябченко А.Л. – председатель РОМДД «Вместе» РБ,
Байтуганов И.Р. - специалист по работе с молодежью РОМДД «Вместе» РБ,
Набиуллина А.Н. -специалист по работе с молодежью РОМДД «Вместе» РБ
Данный сборник предназначен для кураторов и руководителей территориальных отделении РОМДД «Вместе» РБ, специалистов по работе с молодежью, социальных педагогов, специалистов работающих в сфере профилактики употребления психоактивных веществ среди молодежи.
© Региональное общественное молодежное добровольческое движение «Вместе» Республики Башкортостан, 2012, г.Уфа
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время употребление психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотиков), к сожалению, стало одной из наиболее серьезных молдежных проблем Республики Башкортостан. Как показывают результаты современных исследований, возраст приобщения к употреблению различных психоактивных веществ (далее – ПАВ) приходится в большинстве случаев на школьные годы и первые годы обучения в вузе. В связи, с чем необходимо проводить первичную профилактику употребления алкоголя, наркотиков, токсических веществ именно в этот период.
Проводя профилактическую работу с молодежью, необходимо выбрать такую форму организации деятельности, которая стала бы связующим звеном между различными частями профилактических программ и способствовала взаимопониманию и согласованности действий всех заинтересованных сторон.
Данные методические рекомендации предназначены для специалистов, реализующих мероприятия профилактической направленности.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В Республики Башкортостан с 2001 года осуществляется системная профилактическая деятельность по технологии информационной кампании, направленной на профилактику употребления ПАВ молодыми людьми и пропаганду здорового образа жизни.
Профилактика - это система мер, направленная на предотвращение распространения негативных проявлений в обществе и пропаганду полезного поведения.
Традиционная классификация профилактических действий:
1. Первичная профилактика- предотвращение роста и распространения явления во всем обществе.
2. Вторичная профилактика – предотвращение роста и распространения явлений в обществе, находящемся под угрозой.
3. Третичная профилактика - действия направленные на профилактику рецидивов.
Наиболее эффективна первичная профилактика, но она, же наиболее затратная и ее результаты проявляются не скоро. При организации деятельности по профилактике необходимо помнить, что легче предупредить возникновение вредных привычек, чем потом ликвидировать их. Содержание, объем, и подача знаний относительно проблемы потребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ должны соответствовать возрастным, социально-экономическим и культурным характеристикам детей, подростков и молодежи.
Существование дифференцированных групп подростков и молодежи (разный возраст, разные учебные заведения, группы «риска» и т.д.) диктует необходимость разработки дифференцированных программ профилактической направленности. Причем термин «программы» необходимо применять в широком смысле, так как он предусматривает содержание и форму подачи информации, способы и средства познавательной деятельности, методы воздействия на мотивы поведения, т.е. все многообразие целенаправленного воздействия на человека, которое повлекло бы за собой изменение отношения и, соответственно, изменение навыков и привычек поведения.
Другой аспект дифференцирования программ определяется возрастной динамикой, спецификой учебного заведения, характером социализации личности, изменениями ценностных ориентации.
Основная цель профилактических мероприятий – изменение поведения с рискованного на безопасное, полезное поведение.
Существуют правила, которых необходимо придерживаться при организации профилактических мероприятий. Так, любая информация в профилактической деятельности должна быть:
· достоверной,
· соответствующей реальности,
· полной,
· доступной,
· помещенной в нужном контексте,
· систематизированной,
· дозированной,
· соответствующей ситуации в обществе,
· направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.
Специалисты, работающие в области профилактики, выделяют несколько возможных профилактических подходов:
· позитивный
· устрашающий (запугивающий),
· морализаторский.
· отрицательный/осуждающий;
· логический/ рациональный;
· эмоциональный
· юмористический.
Чаще всего для воплощения мероприятий по профилактике используются комбинации нескольких подходов. В рамках того или иного выбранного подхода необходимо подобрать соответствующий стиль. Под стилем в данном случае понимается единство художественных средств и приемов оформления и подачи профилактической информации и профилактических действий. Стиль играет важную роль в восприятии и общении, он привлекает (или отталкивает), внимание участников, мотивирует к поиску дополнительной информации, принятию продвигаемой нормы поведения. Рассмотрим возможные подходы более подробно.
Позитивный подход
При этом подходе:
· признается наличие проблемы, которая представляется не как непреодолимое препятствие, а как отправная точка для начала «новой жизни»;
· подчеркивается персональная ответственность и свобода выбора;
· логически обосновывается и эмоционально подчеркивается необходимость продвигаемой нормы поведения;
· учитываются нужды аудитории;
· указываются меры, которые можно предпринять;
· развеиваются мифы и заблуждения;
· предлагается поддержка, формируется отношение к людям, употребляющим ПАВ.
Опыт проведения мероприятий по профилактике показал, что воздействие, реализованных в рамках позитивного подхода и направленных на пропаганду позитивных действий, способных уменьшить риск употребления ПАВ, проявлялось медленно, но в долгосрочной перспективе вело к стабильному закреплению у целевой группы пропагандируемой нормы поведения. Целесообразно мероприятия по профилактике строить на позитивном подходе, комбинируя его еще с каким - либо подходом. Такой подход наиболее эффективен, так реализуется с помощью мероприятий, которые призваны вызывать положительные эмоции и показывать альтернативу рискованному поведению.
Устрашающий подход
При этом подходе:
· подчеркивается страшная, беспощадная, неизлечимая природа алкоголизма;
· сообщения внушают страх и ужас.
Опыт профилактических мероприятий в нашей стране и за рубежом показывает, что практически все профилактические мероприятия начинались с попыток воздействовать на население с помощью страха. Отношение специалистов к страху как элементу профилактических мероприятий, остается неоднозначным. Попытки изменить поведение через запугивание имеют под собой интуитивную основу – люди знают, насколько сильно чувство страха, и надеются с его помощью быстро воздействовать на ситуацию. Страх действительно способен действовать очень быстро. Но всегда ли эффективно? Страх эффективен, но очень короткое время.
Уроки устрашающего подхода:
· мероприятия по запугиванию вызывают протест;
· внушаемый страх приводит к ощущению полной безнадежности и фатализму, и люди не желают менять свое поведение;
· у аудитории создается чувство беспомощности и бессилия.
Морализаторский подход
При этом подходе:
· используется авторитарный, менторский тон
· осуждаются любые формы поведения, отклоняющиеся от норм общественной морали;
· привлекаются религиозные деятели, цитируются священные книги;
· предполагается, что все члены общества должны следовать моральным нормам и, ни при каких обстоятельствах не нарушать их, не предполагается права выбора той или иной модели поведения для целевой группы;
Уроки морализаторского подхода:
· морализаторство способно вызвать у целевой аудитории отторжение, так как люди, особенно молодежь, не любят, когда их поучают;
· возможны непрактичные решения, например, отказ от приема спиртосодержащих лекарственных препаратов;
· апелляция к моральным и религиозным нормам уместна при пропаганде воздержания от употребления ПАВ и внебрачных половых связей.
Осуждающий подход
При этом подходе:
· зависимость изображается как частная проблема социально неблагополучных и маргинальных групп.
· формируется и закрепляется предвзятое отношение к этим лицам и группам.
· создается ложное представления о неуязвимости всех, кто не относится к этим группам рискованного поведения.
Профилактические действия, построенные на обвинениях и осуждении, пропагандируют предвзятое отношение.