Юмористический подход

При юмористическом подходе:

· используются образы, сюжеты, слоганы, вызывающие улыбку за счет игры слов, необычных сопоставлений и противопоставлений;

· используются элементы, воспринимаемые целевой группой как юмористические;

· благодаря юмору ослабляется психологическая защита, и человек может задуматься о проблеме и изменить отношение к передаваемой информации.

Научных доказательств эффективности юмора как фактора, побуждающего к изменению поведения, пока не существует, однако в сфере профилактики отмечается все более частое использование юмора.

Для сравнения эффективности использования юмора и страха было проведено несколько исследований. Одно из исследований было направлено на выявление результатов демонстрации целевой группе трех видов буклетов. Один буклет содержал нейтральную информацию, в другом использовался страх, в третьем – юмор. Респонденты отнеслись к буклету, использующему юмор, более позитивно и поддержали его в большей степени, чем остальные. Респонденты, которым демонстрировали буклеты, основанные на страхе, запомнили меньше информации; у них сформировалось более негативное отношение, как к самим буклетам, так и к информации, содержащейся в них. Уровень осознания риска, а также степень готовности изменить поведение у респондентов, которым показывали «нейтральные» и «запугивающие» буклеты, существенно не различались.

Для достижения целей деятельности в рамках первичной профилактики рекомендуется использовать несколько подходов сразу.

Первичная профилактика часто выглядит как:

· обеспечение соответствующих средств защиты;

· предложение альтернативного поведения в данной общественной и культурной среде.

· информационные кампании (в т. ч и в средствах массовой информации);

Профилактическая деятельность строится на модели изменения поведения.

Почему мы говорим об изменении поведения?

Решение об изменении поведения может приобретать социально-значимые черты, если это касается отказа от употребления алкоголя и выбора здорового стиля жизни.

Принятие здорового образа жизни зависит от того, насколько сильно желание молодого человека изменить свое поведение. Сила желания зависит от позитивного или негативного отношения подростка к поведению и понимания его результата, а также от его уверенности, что родственники и друзья, чье мнение для него важно, верят в его способность изменить образ жизни.

На основе данной информации строится модель изменения поведения - модель «ЗНАЮ – ХОЧУ – МОГУ - ДЕЛАЮ».

Эта модель отражает взаимосвязи между информацией, отношением человека к информации, поведенческими навыками и поведением. Каким именно будет его поведение, зависит не только от того, какими поведенческими навыками человек обладает, но и оттого, что человек хочет добиться своими поступками, т. е. его отношение к происходящему. Отношение – это побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность. Отношение к той или иной деятельности зависит от информации, которой владеет человек. Информация, в данном случае, это знания, личный опыт и дополнительные сведения о предметах или явлениях, получаемые человеком в течение жизни. Информация, которой владеет человек, может стимулировать его на приобретение новых навыков или отказ от используемых ранее. Наличие новой информации оказывает влияние и на поведение человека.

Эта схема хорошо иллюстрирует 3 основных цели профилактических программ, направленных на формирование здорового стиля жизни:

· достоверное информирование,

· формирование положительного отношения к сохранению здоровья и здоровому образу жизни,

· формирование поведенческих навыков.

Для того чтобы человек или общество, в конечном счете, изменили то или иное поведение, нужно сначала повысить уровень их знаний о проблеме. Приобретение знаний, в свою очередь, должно повлечь за собой изменение отношения к проблеме, а изменение отношения должно послужить мотивацией к изменению поведения.

Как видно из приведенной схемы, существует ряд благоприятных факторов, помогающих людям изменить поведение на длительный период. Это:

· эффективная передача информации, то есть обеспечение целевой группы понятной, изложенной доступным языком, наглядной информации, передающей самую суть проблемы;

· создание поддерживающей среды, которая благоприятствовала бы применению новых навыков на практике и изменению поведения.

Процесс изменения поведения и установок – это не всегда последовательное движение от первого этапа схемы к последнему. Большинство людей будут переходить от одной ступени к другой, и возвращаться назад, прежде чем смогут добиться успеха. Следует также помнить, что часто не ставят своей целью изменить поведение человека в целом. Наша цель изменить те элементы поведения человека, которые сопряжены с риском для его здоровья или здоровья окружающих его людей.

Профилактическая деятельность должна строиться, прежде всего, с учетом особенностей конкретной личности и ситуации с учетом собственного опыта, знаний и умений каждого специалиста. В основном речь идёт о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий подростков в работе над изменением собственного поведения.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослыми. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются отношения равенства и уважения друг к другу. Подростки стремятся знать и уметь что-то по-настоящему. Это благоприятное время для освоения взрослых умений. Необходимо включить подростка на правах помощника в соответствующие занятия взрослых. Таким образом, организация молодежных волонтерских отрядов по противодействию употреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни является одной из наиболее эффективных форм профилактической работы в молодежной среде. Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность − все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

Привлечение молодых людей к работе в волонтерских отрядах по противодействию употреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни позволяет сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются, развить чувство самоуважения и ответственности. Международная практика и накопленный в нашей стране опыт показывают, что добровольческий труд, являясь лишь одной из возможных форм социализации, играет важную роль в процессе формирования у молодежи первичных знаний, опыта, ценностей и полномочий, необходимых для того, чтобы стать социально активными, ответственными гражданами. Участие молодых людей в профилактической деятельности с молодежью обеспечивает наибольшую результативность и эффективность такой работы. Так как при распространении идей ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека – не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать − привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации − передача ее кому-либо.

За счет волонтеров значительно увеличивается количество представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.

Именно добровольчество является сегодня одним из действенных и эффективных инструментов реализации государственной молодежной политики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: