Третий класс игр — народные игры, идущие от исторической

 инициативы этноса

Это так называемые традиционные или народные игры. На протяжении веков они способствовали приобщению детей к определенным культурным эта­лонам, а также воспитанию у них родовых психических способностей человека и важнейших черт этноса, которому принадлежит игра.

По сути, народные игры очень близки играм, возникающим по инициативе взрослого, но существенным отличием здесь будет то, что их содержание определяются не конкретными образовательными целями и задачами, а многовековым опы­том, нацеленным на решение более общих задач, чем формирование определенных конкретных умений и навыков.

Давайте четко развести понятия «инициатива, исходящая от субъекта игры» и «инициатор игры».

Предложить игру - выступить инициатором, может кто угодно: самодеятельные игры чаще всего начинаются с того, что один ребенок предлагает во что-то поиграть, а остальные это предложение принимают.

Народные и традиционные игры всегда передаются либо через взрослых, либо через других детей, но от этого они не становятся ни самодеятельными, ни дидактическими.

Инициатор – тот, кто предлагает игру, выступает ее инициатором.

Инициативой (определяющей этот класс) обладает тот, кому принадлежат цели, способы и средства осуществления данной игры.

Так, если игру (ее тему) предложил взрослый, а ребенок начал самостоятельно разворачивать сюжет в соответствии со своими игровыми интересами и задачами, такая игра будет, безусловно, самодеятельной.

А если ребенок сам берет дидактическую игрушку и начинает ее собирать в соответствии с правилами, заложенными при ее создании взрослым, такая игра будет самостоятельной, но не самодеятельной, поскольку цели, способы и средства в такой игре исходно принадлежат взрослому.

Здесь внимание должно быть уделено не тому, во что играет ребенок, а тому, как он играет.

Например, ребенок берет шахматы, и далее у него на доске пешки катаются на «конях», а остальные фигуры встречаются, гуляют, беседуют, ходят, друг к другу в гости — это, конечно, будет самодеятельная сюжетная игра.

В народных и традиционных играх, независимо от того, кто эту игру ребенку предлагает, цели, способы и средства игры, зафиксированные в ее правилах, принадлежат этносу, если эти правила произвольно меняются, игра может поменять свою психологическую сущность.

Итак, неважно, кто начинает или предлагает игру, важно то, кто и как в нее играет, т.е. значение имеет то, кому принадлежит инициатива в самой игре, а не в ее предложении.

Для корректного анализа самодеятельных игр вполне правомерно (и рекомендуется!) не просто отстраненное наблюдение за свободной деятельностью детей, а активное инициирование взрослым игры и включение в нее детей.

После того как дети включились в игру, перехватили инициативу, можно адекватно оцени­вать их игровые умения.

Один из косвенных приемов руководства самодеятельной игрой дошкольников — метод создания игровых проблемных ситуаций. При этом игровая задача программируется взрослым, создаются условия для ее решения, но не дается его готовый образец. Ребенка провоцируют на самостоятельное достижение мнимой цели. Метод проблемных ситуаций способствует развитию инициативности детей при решении игровых задач в процессе именно самодеятельных детских игр.

Предложенное классификационное основание ценно тем, что позволяет четко отделить игру как ведущую деятельность от игровой формы любой другой деятельности, которую инициирует взрослый.

Ни одна педагогическая классификация не в состоянии это сделать, так как она определяет игры именно «по форме». Данная психологическая классификация имеет совершенно иную направ­ленность, определяя внутреннюю сущность игры, независимо от того, в какой форме она реализуется (ведь та же сюжетно-ролевая игра может быть и самодеятельной и сюжетно-дидактической).

Таким образом, четкое терминологическое разделение разных видов игр позволяет правильно решать задачи их педагогической поддержки и организации воспитательно-образовательного процесса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: