Историко-сюжетная основа романа

История создания романа «Тихий Дон».

"Я родился на Дону, рос там, учился,

формировался как человек и писатель."

М. Шолохов.

1. Почему именно на Дону в среде казачества, на исконно казачьих землях события Гражданской войны приобретали самый ожесточённый, кровавый характер?

Исторически сложилось так, что казаки всегда считали себя вольными людьми, у них сложилось особое отношение к воинской службе, казацкой чести, к определённому укладу в воинской иерархии. В казаке соединился и пахарь, и воин. Казака по-особому с детских лет готовили к воинской службе, к защите царя и Отечества, воспитывали смелость, выносливость, мужество, верность царю и престолу, православному христианству и Отечеству. Это складывалось веками, они имели привилегии от царской власти. Разрушить это всё, лишиться старого уклада особенно старшее поколение казачества не хотело.

Казаки владели самыми благодатными плодородными российскими землями, на которых работали, не зная отдыха от беспрерывных крестьянских дел. Эта земля сторицей возвращала урожаем за тяжкий труд. Основная масса казаков были зажиточными по тем временам людьми. Новая власть конфисковывала, отнимала нажитое, лишала привилегий, прав и свободы.

Казаки привыкли к строгой военной иерархии, к имущественному неравенству. Некоторые казацкие должности были выборными, а выбирали миром за природный ум, военную смекалку, ловкость и мужество, умение руководить людьми. В станицах презрительно относились к бедным, считая их лентяями. Новая советская власть провозгласила всеобщее равенство, чего казаки принять не могли.

Вот почему казаки особенно яростно сопротивлялись советской власти в годы Гражданской войны. Изображение кровавых событий на Дону в годы Гражданской войны и стало главной темой романа. Это роман о судьбе народа в переломную эпоху истории.

 

История создания романа.

1. 1925 год. Начало работы над романом "Донщина" о корниловском мятеже на Дону. Ещё нет среди главных героев семейства Мелиховых, Григория. 1926 год. Начало работы над первой книгой романа "Тихий Дон". Изучение архивов в Москве, Новочеркасске, Ростове-на-Дону. Беседы с участниками Гражданской войны. Судьба обитателей мелиховского двора становится центром романа.

Издание романа.

1928 год. 1- 4 номера журнала "Октябрь". Первая книга романа.

            5 - 10 номера. Вторая книга романа.

1929 год. 1 - 3 номера. Третья книга романа, 1 - 12 главы.

1932 - 1933 годы. Работа писателя в комиссии ЦК КПСС по исправлению перегибов коллективизации: освободили незаконно арестованных казаков (кулаков, куркулей), вернули в колхозы исключённых, получили зерно, незаконно изъятое, на семена и питание.

Начало травли писателя в литературной критике: указания на художественные недостатки романа, введение в текст романа документов Гражданской войны, неосмысленное раздутое бытописательство, областничество, связь романа с эмигрантской литературой о Гражданской войне, искажение правды о ней, первые попытки обвинить Шолохова в краже чужих рукописей романа. Встреча с самым суровым "критиком" романа - Сталиным. "Высочайшее" разрешение на дальнейшее издание романа.

1932 год. 1 - 10 номера журнала "Октябрь" Третья книга романа. Цензор изъял из романа все "крамольные" эпизоды, в которых сочувственно изображаются белые (расстрел казаков, похороны Петра Мелихова) и негативно командиры Красной Армии (Миронов, Троцкий). В 1933 году третья книга романа была напечатана в "Роман-газете". В ней изображение Верхнедонского восстания казачества против советской власти и Красной Армии. Среди героев романа реальные прототипы, участники восстания, которых узнали читатели.

Четвёртая книга писалась труднее первых. Нужно было привести к логическому завершению судьбы своих героев. Время автора съедала общественная деятельность. Он стал членом редколлегий различных литературных журналов, одним из руководителей Союза советских писателей, депутатом Верховного Совета СССР, членом комитетов партии различных рангов. Надо было дать отпор недоброжелателям, обвинявших его в плагиате.

Нужно было написать книгу, не только достойную первых трёх, но и превосходящую их по силе воздействия на читателя, по художественному воплощению жизненной правды.

1938 год. Над Шолоховым сгущались тучи ареста за якобы контрреволюционную деятельность. Его об этом предупредили друзья. Шолохов тайно, окольными путями едет в Москву на встречу со Сталиным. На заседании Политбюро ЦК защищает себя и своих единомышленников. Ему обещаны безопасность, покой и возможность трудиться.

Четвёртая книга романа, 8 часть напечатана в 2 - 3 номерах журнала "Новый мир" в 1940 году.

Книгу знали и любили в стране, читали дома, в библиотеках, в избах-читальнях, издавали и переиздавали у нас и за рубежом, переводили на многие языки мира. Два раза по ней создавали художественные кинофильмы: в 1950 году и в 1958. Книгу иллюстрировали художники А.И. Кравченко, С.Г. Корольков, А.М. Лаптев, О.Г. Верейский, Ю.П. Ребров. По книге создавались сценарии для постановки на сцене театра, оперы и балета. В 1941 году автор удостоен Государственной премии СССР, в 1965 - Нобелевской премии.

 

Историко-сюжетная основа романа.

1 том. События, быт, взаимоотношения в казачьей семье среднего достатка Мелеховых накануне первой мировой войны, служба Григория в армии, его участие в империалистической войне. Возвращение домой на побывку после ранения.

2 том. Октябрь 1916 - май 1918, революции и Гражданская война, Верхнедонское восстание, смерть родных и близких Григория, отступление с белой армией к Новороссийску. В Красной Армии. Возвращение домой. В банде Фомина среди дезертиров. Финал романа.

Роман-эпопея. Этот роман - это история семей Мелиховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких в переломный момент истории России. В трагические годы "эпохи войн и революций" эти семьи погибли почти целиком.

- Вспомните роман-эпопею Л. Толстого "Война и мир". Это роман тоже о судьбах семейств в переломные моменты российской истории. 

Прототипы. (Тезисы)

"...могу признаться, что образы Григория, Петра и Дарьи Мелеховых в самом начале я писал с семьи Дроздовых.... а для изображения портрета Григория кое-что взял от Алексея Дроздова, для Петра внешний облик и его смерть - от Павла Дроздова, а для Дарьи многое позаимствовал от Марии, жены Павла, в том числе и факт её расправы над своим кумом Иваном Алексеевичем Сердиновым, которого в романе я назвал Котляровым".

Характер Григория Мелехова списан со знакомого Шолохова, с которым много беседовал о событиях Гражданской войны - Ермакова. Читатели Верхнего Дона нашли среди героев романа своих соседей, родных, друзей, участников Верхнедонского восстания. Писатель не изменил даже их фамилии.

В романе около 50 героев реальных участников Гражданской войны, командиров разных рангов у белых и красных: Л.Г. Корнилов, С.С. Лукомский, А.М. Каледин, Л.Н. Краснов, Ф.Д. Лиховидов, А.С.Секретеев, Щаденко, Мендельштам, Лагутин, Подтёлков, Кривошлыков.

Харлампий Ермаков не только прототип Григория Мелехова, но и герой романа, который участвует в событиях Вёшенского мятежа, дружит с Григорием Мелеховым, отступает с ним вместе до самого Новороссийска.

УРОК 2

Тема: Изображение казачьего быта на страницах романа. Картиныжизнидонскогоказачества в романе. ИдеяДома и святостисемейногоочага в романе. «Мелеховский двор». Роль и значениеженскихобразов в художественнойсистемеромана.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями казацкой жизни: бытовым укладом, обычаями и традициями,военной иерархией, связать это с судьбой героев "Мелеховского двора".

Оборудование: презентация «Картины жизни мелеховского двора».

Материалы к уроку.

 

В "Тихом Доне " он развернулэпическое, насыщенное

запахами земли живописное полотно из жизни донского

 казачества. Но это не ограничивает тему романа: "Тихий

Дон" по языку, сердечности,пластичности - произведение

                                        общерусское, национальное,народное.

Алексей Толстой

 

I. Исторически сложившиеся особенности казачества в России.

 

1. Кто такой казак.

2. Административное деление казацких земель: хутор - станица - округ - Область Войска Донского (станица Новочеркасск).

3. Выборность руководящих должностей. В каждой административной единице - свой выборный атаман. Общие дела решали на сходах.

4. Казачьи "льготы": за верную службу царю и отечеству никогда не были крепостными, надел пахотной земли до 45 гектаров, освобождение ото всех налогов.

5. Постоянная служба от 18 до 36 лет.

6. Казачья военная иерархия: младшие офицеры (урядники, вахмистры), офицеры: хорунжий, сотник (лейтенант), подъесаул (капитан), есаул (майор), войсковой старшина (подполковник), полковник.

Григорий Мелехов возвращается с фронта хорунжим, потом становится сотником.

7. Военное обмундирование, коня семья справляет казаку сама. Пантелей Прокофьич привозит военное обмундирование Григорию в Ягодное.

 

II. Обычаи, традиции, быт казачества, история семьи Мелеховых - главная сюжетная линия романа:

 - Мы знаем об их жизни всё: как выглядел курень (дом), баз (двор), какими были комнаты, чем пахло в них, вишня в палисаднике, столб возле крыльца с колесом наверху для выжаривания на летнем солнце посуды, колодезный журавель –описания всех этих предметов быта семьи Мелиховых, разбросаны по всему роману. (кн. 2, ч. 5, гл. 14, стр. 510 "...На завалинке грелся кот...").

 

 -1. Главой семьи был Пантелей Прокофьич. Он не терпел ни малейшего непослушания. Так было принято. Может ударить костылём взрослого, но неженатого Григория, поднесёт кулак под нос и много терпевшей за жизнь от него жене, выпорет вожжами загулявшую сноху Дарью. Он крепкий хозяин, и все подчиняются ему. Под стать ему и Ильинична, многострадальная, суровая, мудрая хранительница домашнего очага.

 

 - 2." Домострой" вмешивается в судьбу молодого Григория: отец с матерью заставляют его жениться на Наталье Коршуновой, красавице из зажиточной семьи, узнав, что сын загулял с Аксиньей. Это была тяжёлая семейная драма, в которой страдали все, счастливых в этом треугольнике не было. Уход Григория из дома в батраки был шоком для татарцев. Так, в открытую, начать жить с уже замужней женщиной, на хуторе не делали, не принято было. Можно было погулять, скрываясь, прячась, но чтобы так.... (кн.1, гл. 12, стр 54...Если б Григорий...) Вот так было принято.

 - Хорошо это или плохо?

 

В романе на разных страницах изображено много обычаев, традиций, лбрядов, примет, хороших и плохих - разных. Шесть лет однорукий Шамильвраждует со своим соседомМатвеем Кашулиным из-за земли с воробьиную четверть, которую переплюнуть можно.

 Мы читаем, как сватают Наталью, как идёт "уговор", сколько и чего дадут за Натальей, что должны справить Мелеховы. И тут же шолоховская деталь: взгляд Мирона Григорьевича падает на клеёнку на столе, где изображена императорская семья. "...стало Мирону Григорьевичу обидно до слёз. Подумал (про императрицу). Глядишь зараз дюже гордо, как гусыня из кошёлки, а вот придётся дочек выдавать замуж - тогда я погляжу... небось тогда запрядаешь. " И мы понимаем, как тяжело двум казакам-труженикам, им легче на пашне, с быками управиться, а сватанье дочери бывает раз в жизни, и надо всё устроить так, чтобы честь свою не уронить и побольше с другой стороны "выговорить". Прижимисты, хитры казаки, но и им в руки ничего с неба не падает: всё нужно создать тяжким трудом.

 Также подробно, детально описана свадьба Натальи и Григория. Пьяные, разухабистые, развязные голоса, фразы, реплики по деталям создают безрадостную для Григория картину. (прочитать отрывки описания свадьбы).

 

 - 3. Шолохов в романе описываетмного портретов своих героев. В них, как в капле воды отображается жизнь, характер человека.

Прочитать портреты Ильиничны, Лукиничны.

 - Чем заполнен их день? Как ведут они себя по отношению к детям, мужьям? Какова их судьба?

Вот дородная, располневшая, на больных, старчески дряблых ногах-столбах Ильинична. Сколько работы переделали её икарёженные руки.сколько унижений было в её женской судьбе. И почти полное её повторение - Лукинична, мать Натальи. А вот сама Наталья, которая через много лет стала бы такой, как её мать и свекровь. А пока она молода, стройна, красива, такой её видит Григорий. (кн.2 ч.5 гл.13 стр 505)... Григорий перевёл взгляд на жену - и в её внешности заметил некоторую перемену. Она приоделась к его приезду: сатиновая голубая кофточка,с узким кружевным в кисти рукавом, облегала её ладный стан, бугрилась на мягкой большой груди; синяя юбка с расшитым морщёным подолом, внизу была широка, вверху - в обхват. Григорий сбоку огляделеё полные, как выточенные ноги, волнующе тугой обтянутый живот и широкий, как у кормлёной кобылицызад, - подумал: "Казачку из всех баб угадаешь. В одежде - привычка, чтоб всё на виду было: хочешь - гляди, а не хочешь - нет. А у мужичек зад с передом не разберёшь, как в мешке ходят."

Взгляд на красоту женщины у казака перекликается со взглядом русского народа, крестьянина, о чём Н.Г. Чернышевский сказал в диссертации: "...Жить без работы нельзя, да и скучно было бы.... Работая много, поэтому будучи крепка сложением, сельская девушка при сытной пище будет довольно плотна.... Но работа не даст разжиреть." Такой Натальей любуется Григорий, который три года назад про неё сказал Аксинье: "Мне её красоту за голенищу не класть."

- Дождалась ли Наталья любви Григория? Как она боролась за любовь?

В поведении, в характере, в одежде Натальи, её матери, свекрови исконно женские качества: терпеливость, трудолюбие, жертвенность, кротость и мудрость.

 

 

 - 4. Быт казачьего дома с утра до вечера наполнен тяжёлым физическим трудом. Труд создавал характеры цельные, волевые, духовные, нравственно чистые. Казаки надеются только сами на себя. Они презирают лентяев, пустомель, сплетников. Тяжёлая физическая работа горбатит их. Даже больные, они что-то делают, иногда на ходу и умирают. Так умерла свекровь Аксиньи. Постоянно находит себе дело Пантелей Прокофьич, приучил к этому и своих сыновей. Бегом справляются с домашними делами Дуняша. За трудолюбие, кротость полюбили Мелеховы Наталью, а о Дарье Пантелей Прокофьич говорит с презрением: "Онаот работы хоронится, как собака от мух, а сама всё норовит сладкий кусок сожрать, да увеяться на игрища". (кн.2, ч.4, гл. 5, стр.353).

Работящий - самое ценное качество в глазах казаков. Такими являются лучшие герои романа. Вот описание их труда. (кн.1, ч. 3, гл. 3, стр. 200 Над степью - жёлтый солнечный зной).

На таких людях держалась мощь и слава России.

Домашнее задание. Завершить первое опережающее задание, полученное на первом уроке.

Урок 3,4

 

Тема: На перепутьях двух эпох. Путь исканий Григория Мелехова.

Цель: Вслед за автором по тексту романа пройти по жизненному пути Григория Мелехова. Учить разбираться в сложных исторических, идеологических,социальных, этических общечеловеческих и жизненных проблемах, вставших на пути главного героя. Учитьтезиснозаписыватьвыводы проанализированного материала романа. Научить понимать разницу между этикой исторической и общечеловеческой.

 

"... Мне трудно в этом разобраться...

Блукаю я, как в метель в степи."

 

"Трудно нащупывалась верная тропа;

как в топкой гати, зыбилась под ногами почва,

 тропа дробилась, и не было

уверенности - по той ли, по которой надо, идёт."

Михаил Шолохов"

 

... История человеческих жизней не может быть понята

в творчестве Шолохова без истории времени."

Л. Якименко "Творчество М. А. Шолохова".

 

Материалы к  уроку

Анализ текста романа. Самостоятельная запись тезисов (плана) проанализированного текста романа. Использование записей предварительного домашнего задания.

Книга.

Григорий Мелехов до первой мировой войны и революции не задумывался над социальными вопросами. Семья Мелеховых, хотя и небогатая, жила в достатке и уважении односельчан. Благосостояние  и уважение доставалось тяжким тудом. Любил Григорий свой хутор, своё хозяйство, труд, отцовскую семью. Мы видим его то во время сенокоса, то на жатве, то на подъёме зяби поздно осенью. Труд был его потребностью, он не мыслил свою жизнь вне работы. Не раз потом, во время войны, с глухой, хватающей за сердце тоской, вспоминал:

"... Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхлённой земли, горький аромат порезанной лемехом травы."

Л. Якименко

Взаимоотношения в семье Мелеховых: отец - Григорий, мать - сыновья, Григорий - Пётр. (обычные, исходя из традиций казацких семей).

- Почему так несчастливо сложилась личная судьба Григория?

 (Женитьба на Наталье) Прочитать, проанализировать, высказать своё суждение.

Кн. 1, ч. 1, гл. 7,18,19. (старинный "домострой", подчинение младших старшим, родители решили судьбу Григория).

 - Кто для Григория Аксинья: мимолётное развлечение здорового бугая или большое настоящее чувство? Когда появилось это настоящее чувство? Докажите это поступками Григория.ч.2, гл. 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: