30.03.2020
Тема урока «Глагол как часть речи»
Класс: 5
Планируемые образовательные результаты
1. Предметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
· обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
· отличать глаголы от слов других частей речи;
· работать с различными источниками информации;
· использовать знания о глаголе.
2. Метапредметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
· сформулировать цели своей учебной деятельности;
· планировать и регулировать свои действия;
· совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
· продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
· продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.
3. Личностный результат:
В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Словарь урока: глагол
Ресурсы: Учебник – «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; рабочие тетради.
Этап урока.
Основное содержание этапа
Основные виды деятельности обучающихся
1.
Оргмомент
Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!
Запишите число и тему урока в тетрадь.
.
Актуализация знаний
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному путешествию по стране «Глагол».
- А чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан. У нас с вами будет необычный чемодан – «Чемодан Знаний и Умений». Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока. Вы согласны? Вспомните, что вы уже знаете о глаголе из курса начальной школы? Чтобы вам было легче, мы сыграем в игру «Верные – неверные утверждения, вы должны ответить – верно оно или нет.(устно)
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
2.Глаголы изменяются по временам.
3.Глаголы изменяются по временам числам, лицам.
4.Глаголы изменяются по временам падежам.
5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.
Объяснение нового материала
Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Утро» и запишите его в тетрадь.
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуем их. По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо или род.)
Итак, какие же глаголы встречаются в стихотворении И. С. Никитина «Утро»? Дадим им характеристику.
— Как вы думаете, почему здесь большинство глаголов настоящего времени, а в конце — три глагола прошедшего времени?
— А теперь попробуйте объединить все сказанное о глаголе в одном определении глагола как части речи.
— Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике на стр. 97-98
Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и числам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим
Схему записываем в тетрадь-помощницу!
Первичное закрепление материала
Однако мы с вами помним, что глаголы в русском языке — это не только глаголы речи, но и глаголы труда, глаголы звучания, цвета и др.
—Давайте поработаем с глаголами цвета. Прочитайте задание к упражнению 605 на стр. 97. Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Укажите лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам.
Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.
Домашнее задание
Параграф 107, упр.606
Класс. Местоимение.
Обобщение и систематизация изученного материала
Цель урока:
Повторение и обобщение знаний о части речи – местоимении;знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания;совершенствование использования в речи имен и местоимений.
Задачи:
1. Обучающие.
Повторить и обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме. Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения. Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях. Расширять лексический запас учащихся.
2. Развивающие.
Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать; вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.
3. Воспитательные.
Вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку; воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки
Оборудование: мультимедийный проектор, конспект, маршрутный лист.
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного, нестандартный урок-экскурсия.
Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.
Ход урока
I. Психологический настрой.
Слово учителя.
Добрый день! День сегодня действительно добрый. Запишите число, классная работа, тему урока.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в страну Морфологию. Мы уже бывали в этой стране и узнали многое об имени существительном, прилагательном, числительном. А недавно закончили изучение темы “Местоимение”. Сегодня мы повторим, обобщим и закрепим наши знания по этой теме.
По дороге знаний мы увидели рекламный щит.
Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ” предлагает свои услуги по замещению в тексте любых имён:
- существительных;
- прилагательных;
- числительных.
Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ” ещё никого не подводила. Если хотите воспользоваться услугами фирмы, можете убедиться в возможности местоимений. Захватите с собой маршрутный лист. В течение всего нашего путешествия мы будем работать на маршрутных листах, выполняя устные и письменные задания сотрудников фирмы.
На первой странице маршрутного листа необходимо оставить свои данные – фамилию и имя. Запишите дату: шестое мая и классная работа.
Мы с вами очутились на территории фирмы. Куда же дальше?! Дорогу нам поможет найти указатель с заданием.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ ПРЕДЛОГ |
Что общего в названиях
Что лишнее?
Чем местоимение отличается от других частей речи?
Улица Знаний Офис фирмы “Местоимение” расположен в 8миэтажном здании. Почему именно в 8миэтажном, а не в 2х или 3х?
Соедините письменно
Я, ты, он, вы. Отрицательное
Этот, тот, таков. Неопределённые
Какой-то, что-то. Возвратное
Никакой, нечто. Определительные
Мой, свой, его, наше, их. Притяжательное
Себя Вопросительные
Весь, иной Личные
Кто, чей, который. Указательные
Слово учителя.
Вошли в офис фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”. В фойе видим лозунг фирмы: «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего». К.Д.Ушинский.
Слова Ушинского написаны и у нас на маршрутных листах. Это говорит о том, что мы пошагово повторяем, закрепляем, и именно это позволяет нам идти дальше, изучать что-то новое и интересное.
На 1-ом этаже расположен “Отдел личных местоимений”.
Упражнение 1 Найдите местоимения. Подчеркните личные местоимения.
Я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, который, мну, яму, тебе, ничто, тобой, табун, вес, но, оно. Письменно в тетрадях
А какие слова оказались “лишними”?
Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? Ответ подтвердить примерами.
Учитель: Лингвист Дитмар Эльяшевич Розенталь предупреждал: «Осторожно: местоимения!» Что он имел в виду? Почему мы должны быть осторожны? (не только в написании, но и в употреблении в речи)
Упражнение 2 Обратимся к отрывку из рассказа А.Чехова «Ванька». Из письма героя:
А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.
- Что означает выделенное слово?
Шпандырь (немецк.) - ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге. Шпандорить, пришпандорить кого-нибудь, приструнить, взять строго в руки.
-Какова в целом лексика отрывка?
-Есть ли здесь примеры неправильного употребления местоимений? Исправьте речевой недочет.
-С какой целью Чехов использует такую лексику и неправильные формы местоимений?
Учитель: Ребята, действительно, по речи познается человек. Помните пушкинских богатырей из «Сказки о мертвой царевне»?
Они
Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали.