Формообразующие частицы

К фор­мо­об­ра­зу­ю­щим ча­сти­цам от­но­сят­ся:

Ча­сти­ца бы – слу­жит для об­ра­зо­ва­ния услов­но­го на­кло­не­ния: сде­лал бы.

Ча­сти­цы пусть, пус ­ кай, да, давай (-те) нужны для об­ра­зо­ва­ния форм по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния: пусть при­дёт, пус­кай по­то­ро­пит­ся, да будет свет, давай от­пра­вим­ся.

Ча­сти­цы более, менее слу­жат для об­ра­зо­ва­ния формы срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го и на­ре­чия: более быст­рый, менее успеш­но.

Ча­сти­ца самый (и её формы по роду и числу) слу­жит для об­ра­зо­ва­ния пре­вос­ход­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го: самый яркий.

Эти ча­сти­цы вхо­дят в со­став гла­голь­ной формы и под­чер­ки­ва­ют­ся как один член пред­ло­же­ния, даже если стоят не рядом (рис.1).

Рис.1 При­мер

Отличие частиц от омонимичных случаев

Важно не пу­тать такие ча­сти­цы с омо­ни­мич­ны­ми слу­ча­я­ми:

Давай ему по ложке ле­кар­ства каж­дый день.

А те­перь пус­кай ко­раб­лик вниз по те­че­нию.

Неуже­ли это он? – Он самый.

Они го­во­ри­ли очень веж­ли­во, как бы из­ви­ня­ясь.

Слово давай – здесь форма гла­го­ла да­вать и не яв­ля­ет­ся ча­сти­цей. Слово пус­кай – здесь форма гла­го­ла пус­кать, не яв­ля­ет­ся ча­сти­цей. Слово самый –ме­сто­име­ние и с при­ла­га­тель­ным не свя­за­но.

Как бы– еди­ная кон­струк­ция, и ее можно за­ме­нить на слов­но или будто.

Заключение

Необ­хо­ди­мо ви­деть в пред­ло­же­нии фор­мо­об­ра­зу­ю­щие ча­сти­цы и не от­ры­вать их от формы, к ко­то­рой они от­но­сят­ся. Эти формы вме­сте с ча­сти­ца­ми под­чер­ки­ва­ют­ся как один член пред­ло­же­ния.

 

Упражнение 405 (записываем в тетрадь)

3. Задание.

Найдите в тексте частицы и определите их разряд.

Несколько часов мы шли по раскаленному песку, не встречая даже признаков жизни. Ничего не встречалось нам на пути. Все живое спряталось в расщелины камней и в небольшую тень. Но вот в раскаленном воздухе послышались какие-то звуки, не лишенные гармонии. Звуки возникали будто бы сверху и пропадали будто бы в землю. Прошло несколько минут, и клубы пыли закрыли солнце. Страшный шум был уже недалеко, и он быстро приближался (По А.Елисееву)

  Домашнее задание.

Составьте небольшой рассказ на свободную тему с максимальным содержанием частиц. Выучить теоретический материал

 

Класс 30.03.2020 Тема урока: Повторение по теме: «Обособленные члены предложения»

Цели урока:

Повторить и систематизировать знаний об обособленных членах предложения.

Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях.
4. Подготовка к ГИА.

Ход урока:


Организационное начало урока. Запишите число, классная работа, тема урока

Обобщение изученного материала.

Что такое обособленные члены предложения?

Расскажите об обособлении определений?

Чем выражены обособленные определения?

Спишите текст. Расставьте знаки препинания.

Бушующее море мчит свои суровые волны осв…щенные неяркими тревожными лучами солнца скрытого за стеною туч(?). Злая стихия хочет пок…зать свою с…крушительную силу и подн…мает все выше лавины воды перел…вающейся всеми цветами радуги. Страшно за людей спасающихся на обломках мачты.

Расставьте знаки препинания, найдите лишнее предложение.

1.Человек «глотающий книги» похож на путешественника знакомящегося со страной из окна вагона.

2.Только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло истину и ложь красоту и безобразие.

3.Книга это друг верный бескорыстный наиболее сведущий.

3.. В чем особенность данного стихотворения?

Лодорский водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: