Главная передача ГАЗ-24 (рис. 6) - гипоидная, ее ведущая шестерня смещена вниз от оси ведомой шестерни (на 42 мм). Это увеличивает прочность зубьев и вызывает повышенное скольжение по всей поверхности зубьев. Гипоидное зацепление снижает шумность передачи, особенно на высоких скоростях движения, но требует применения специального гипоидного масла.
Ведущая шестерня 23 закреплена в подшипниках консольно, т. е. оба ее подшипника расположены по одну сторону от зубчатого венца. Для уменьшения прогибов хвостовика шестерни ее зубчатый венец максимально придвинут к заднему подшипнику 13. Снятие этого подшипника с хвостовика шестерни легко осуществимо при помощи стяжного съемника.
Передний подшипник 14 для облегчения сборки надевается на хвостовик ведущей шестерни свободно.
Передаточное число главной передачи 4,1. Число зубьев 41 и 10.
Обе шестерни главной передачи изготовлены из стали 20ХН2М и цементированы на глубину 1,2 - 1,5 мм. После закалки шестерни главной передачи спаривают и притирают в гипоидном масле, содержащем абразив. Зубья ведущей шестерни должны быть немного тверже, так как она вращается быстрее и скорее притирается.
|
|
Подшипники шестерен главной передачи собирают с предварительным натягом, чтобы обеспечить длительную их работу без зазора. Появление зазора в подшипниках ведет к чрезмерному прогибу шестерен, задирам на зубьях и к "вою" шестерен, который можно устранить только заменой шестерен. Предварительный натяг подшипников ведущей шестерни значительно меньше, чем ведомой, в связи с более высокой частотой вращения ведущей шестерни. Излишний натяг ведет к перегреву моста при продолжительной езде на высоких скоростях, затвердению кромок сальников и их растрескиванию при резком трогании; перегрев вызывает и появление задиров на зубьях. Предварительный натяг подшипников зависит от размеров деталей данного моста, упругих деформаций колец подшипников и деталей, возникающих при сборке моста, а также от точности и правильности регулировки.
Рисунок 6 - Редуктор заднего моста ГАЗ-24.
1,2 - пробки; 3 - штифт оси сателлитов, 4 - ось сателлитов, 5 - сателлит, 6 - упорная шайба сателлита, 7 - клапан, 8 - полуосевая шестерня, 9 - упорная шайба полуосевой шестерни, 10 и 11 - болты, 12 - прокладки (2 шт), 13 - задний подшипник, 14 - передний подшипник, 15 - грязеотражатель, 16 - фланец ведущей шестерни, 17 - гайка, 18 и 19 - сальники, 20 - регулировочные прокладки, 21 - регулировочная шайба, 22 - регулировочное кольцо, 23 - ведущая шестерня главной передачи, 24 - коробка дифференциала, 25 - полуоси, 26 - правый кожух полуоси, 27 - картер заднего моста, 28 и 35 - подшипники дифференциала, 29 и 33 - регулировочные прокладки, 30 - ведомая шестерня главной передачи, 31 - болт, 32 - гайка, 34 - фланец, 36 - левый кожух полуоси.
|
|
Вопросы для самопроверки:
1. Объясните назначение главной передачи;
2. Перечислите типы главных передач;
3. Объясните устройство одинарной главной передачи;
4. Объясните устройство двойной центральной главной передачи;
5. Объясните устройство двойной разнесенной главной передачи;
6. Приведите типы балок ведущих мостов.
Литература:
1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.
2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.
3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.
4. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. – М.: «Академия», 2005.
Лекция