(2 часа)
План лекции
1. Назначение и типы дифференциалов.
2. Устройство и работа конического симметричного дифференциала.
3. Устройство и работа цилиндрического симметричного дифференциала.
4. Устройство и работа кулачкового симметричного дифференциала повышенного трения.
5. Устройство и работа дифференциала автомобиля ГАЗ – 24.
6. Назначение и типы полуосей, их применение и способы установки на различных автомобилях (разгруженные и полуразгруженные). Конструкция полуосей и способы крепления к полуосям ступиц ведущих колёс (для самостоятельной работы).
Назначение и типы дифференциалов.
Дифференциал предназначен для передачи, изменения и распределения крутящего момента между двумя потребителями и обеспечения, при необходимости, их вращения с разными угловыми скоростями.
Дифференциал является одним из основных конструктивных элементов трансмиссии.
Расположение дифференциала в трансмиссии зависит от колесной формулы автомобиля:
- в заднеприводном автомобиле для привода ведущих колес – в картере заднего моста;
|
|
- в переднеприводном автомобиле для привода ведущих колес – в коробке передач;
- в полноприводном автомобиле для привода ведущих колес – в картере переднего и заднего мостов;
- в полноприводном автомобиле для привода ведущих мостов – в раздаточной коробке.
Классификацию по типам можно представить в виде таблицы (рис. 1).
Рисунок 1 – Классификация дифференциалов.
Межколесный дифференциа л используется для привода ведущих колес.
Межосевой дифференциал устанавливается между ведущими мостами полноприводного автомобиля.
Дифференциалы малого трения, для которых характерно явление пробуксовки одного из ведущих колес, потерявшего сцепление с дорожным полотном, используются в легковых, грузовых автомобилях и автобусах общего назначения ограниченной проходимости.
В дифференциале повышенного трения коэффициент блокировки (отношение усилия тяги небуксующего колеса к суммарному усилию на буксующем и небуксующем колесах) равен 0,8, тогда как у шестеренного дифференциала малого трения он равен всего 0,55. Следовательно, дифференциалы повышенного трения создают лучшие условия для прохождения автомобилем скользких участков дороги и устанавливаются на автомобилях повышенной и высокой проходимости.
Симметричный дифференциал распределяет крутящий момент по осям в равных соотношениях, независимо от величины угловых скоростей ведущих колес. Благодаря этим свойствам симметричный дифференциал используется в качестве межколесного дифференциала.
Несимметричный дифференциал делит крутящий момент в определенном соотношении, поэтому устанавливается между ведущими осями автомобиля повышенной и высокой проходимости.
|
|
Конический дифференциал применяется в основном в качестве межколесного дифференциала.
Цилиндрический дифференциал устанавливается чаще между осями полноприводных автомобилей.
Червячный дифференциал, ввиду своей универсальности, может устанавливаться как между колесами, так и между осями.