Министерство образования Новгородской области
ГОАУ ДПО «Региональный институт профессионально развития»
Методические рекомендации
по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования,
с применением электронного обучения и
Дистанционных образовательных технологий
Великий Новгород
2020
Содержание
Стр.
1. | Общие положения | 3 |
2. | Дистанционное обучение: базовые понятия | 5 |
3. | Рекомендации руководителю образовательной организации | 6 |
4. | Рекомендации педагогическим работникам | 8 |
Приложение 1: «Основные рекомендованные цифровые образовательные платформы» | 10 | |
Приложение 2: «Основные цифровые инструменты для проведения онлайн – уроков и получения обратной связи от учеников» | 12 | |
Приложение 3: «Инструкция для учителя для организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп» | 14 | |
Приложение 4: «Примеры регистрации на платформах дистанционного обучения» | 16 | |
Приложение5: «Технологическая карта онлайн урока/универсальная форма» | 36 | |
Приложение 6: «Пример проведения онлайн урока» | 40 |
|
|
Общие положения
С 23 марта до 12 апреля 2020 года все российские школы переходят на режим каникул или дистанционные формы обучения. Минпросвещения России разработало, опубликовало и направило в регионы Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – Методические рекомендации).
В них описаны примерные модели реализации образовательных программ, особенности проведения учебной и производственной практик в дистанционном формате, приводится пошаговая инструкция организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп.
Минпросвещения России предлагает следующую модель реализации общеобразовательных программ в дистанционном формате:
1. Прежде всего, школа разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего и итогового контроля по учебным предметам;
2. Следующий шаг – это формирование расписания занятий на каждый учебный день по каждому учебному предмету с учетом сокращения продолжительности урока до 30 мину;
|
|
3. Затем школа информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) с новым форматом обучения, в том числе с расписанием занятий, графиком проведения текущего и итогового контроля, консультаций;
4. При организации дистанционного обучения также необходимо обеспечить ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.
5. Далее рекомендуется обеспечить внесение соответствующихкорректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.
6. И только после проведенной подготовки в соответствии с техническими возможностями школа организует проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов, например, с помощью «Скайпа» (пошаговая инструкция дана в Приложении).
7. Директорам школ рекомендуется: взять на себя организацию ежедневного мониторинга кто из детей фактически приходит в школу, кто учится дистанционно, кто — болеет и учиться вообще не может. Отмечено, что при необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
8. Учителям рекомендуется: планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.
Горячая линия Министерства образования Новгородской области: 50-10-10
Для оперативных ответов по координации и поддержке региональных и муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных организаций в период действия ограничений на занятия в школе Минпросвещения России открыло «горячую линию»: +7 (495) 984-89-19.
Горячая линия методической поддержки учителей и родителей: +7 (800) 200-91-85 (круглосуточно в режиме 24/7).
Дистанционное обучение: базовые понятия
Дистанционное (от англ. distance – дистанция) или дистантное (от англ. distant – отдаленный) обучение – форма обучения, при которой все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности педагога и обучающихся. Дистанционное обучение независимо от способа реализации отличает: - разъединение в пространстве и/или времени педагогов и обучающихся, обучающихся между собой, а также обучающихся и образовательных ресурсов; - взаимодействие между педагогом и обучающимся, между обучающимися, а также между обучающимися и образовательными ресурсами посредством различных видов телекоммуникаций. Дистанционные образовательные технологии – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Для организации дистанционного обучения используются специализированные программные ресурсы, информационные образовательные ресурсы, технологические платформы и различные виды телекоммуникаций.
Под технологической платформой дистанционного обучения понимается совокупность программно-технических средств, направленных на предоставление услуг дистанционного обучения, включая администрирование учебных процедур и проведение учебного процесса на расстоянии.