Экспертная власть Принятие решений

    Власть примера                                            Вознаграждение

    Право на власть                                            Принуждение

    Власть информации                                     Власть над ресурсами

    Потребность во власти                                         Власть связей

         
   



Рисунок 1. Источники власти в организации

Таблица 12. Методы менеджмента

Организационные Административные Экономические Социально-психологические
Проектирование Власть Выгода Моральный климат
Ориентация Принуждение Вознаграждение Саморегулирование
Регламентация Ответственность руководителя Инициатива  
Нормирование      

Таблица 13.   Классификация типов темперамента и их взаимосвязь с типом нервной системы

Основные свойства нервной системы

 

Тип нервной системы

Безудержный Живой Спокойный Слабый  
Сила сильный сильный сильный слабый  
Уравновешенность неуравновешенный уравновешенный уравновешенный неуравновешенный  
Подвижность Подвижный Подвижный Инвертный Инвертный/подвижный  
Тип темперамента ХОЛЕРИК САНГВИНИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК  

 

Таблица 14.   Характеристика психологических типов личности

Тип Внешние черты Манера общения Деловые качества Возможные недостатки Рекомендации
Х О Л Е Р И К Стремительность и сила движений Высокий уровень психической активности, чувствительности к внешним воздействиям. Энергичный, горячий, нетерпеливый. Линия поведения ясна, но прогнозирование поступков затруднено.   Высокая работоспособность, исключительная инициатива, большая устойчивость стремлений, готовность и умение преодолевать трудности с приливом сил Склонен к сменам настроения, вспыльчив. Иногда бывает агрессивен, отличается неуравновешенностью, подъемы и спады эмоционального состояния, срывы. Недостаток воспитания может привести к неспособности контролировать свои эмоции Продуктивен в работе, требующей самостоятельного принятия решений, смены обстановки. Противопоказаны монотонность, однообразные работы, требующие терпения и усидчивости
С А Н Г В И Н И К Живость движений, общителен, нескован Возбуждение и торможение сбалансированы. Рассудительный, деловой, жизнерадостный. Имеет гибкий ум. Легко находит контакт с людьми. Склонен к лидерству. Поведение и деятельность продуманы. С ним легко строить четкую линию отношений Высокий рационализм, очень продуктивный деятель. Быстро переключается с одного на другой вид деятельности. Высокая организованность и четкость в постановке задач. Легко принимает на себя ответственность за решение групповых задач Легкомысленность, разбросанность, недостаточная глубина и устойчивость чувств Продуктивен в работе, связанной с решением разных и сложных проблем
Ф Л Е Г М А Т И К Нетороплив в движениях, погружен в себя, медленный темп речи Низкий уровень психической активности, характеризуется медлительностью. Преобладает ровное, спокойное настроение даже при больших неприятностях, терпелив, невозмутим, обладает выдержкой, самообладанием Проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку. Как правило, доводит дело до конца. Он уверен в себе. «Упорный труженик» (И.П. Павлов) Ненаходчив, медленно сосредотачивается, тяжело приспосабливается к новой обстановке. Не сразу сходится с новыми людьми. Может быть равнодушным к окружающей жизни, труду, людям Высокопродуктивен в деятельности, которая требует методичности, точности, пунктуальности
М Е Л А Н Х О Л И К Движения маловыразительны, мимика бедная, голос тихий, редко смеется во весь голос Низкий уровень психической активности. Высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их выражении. Глубоко переживает страдания других Труд может быть продуктивен там, где нужны чувствительность, вдумчивость, осторожность, особенно в привычной обстановке и хорошем коллективе Повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждение. Может быть обидчивым, болезненно чувствительным. Повышенная утомляемость. Нерешителен в трудных обстоятельствах Нуждается в одобрении

Таблица 16.  Психологические типы личности

 

Тип темперамента Степень возбуждения Степень торможения
Холерик + -
Сангвиник + +
Флегматик - +
Меланхолик - -

Таблица 17. Качества лидера

 

 

Интеллектуальные способности Черты характера лидера Профессиональные навыки
Ум и логика; рассудительность; проницательность; оригинальность; образованность; знание дела; ораторские качества; любопытство; познавательность; интуиция Инициативность; гибкость; бдительность; созидательность и творчество; честность; смелость; самоуверенность; уравновешенность; независимость; самостоятельность; амбициозность; потребность в достижениях; настойчивость и упорство; энергичность; властность; работоспособность; агрессивность; стремление к превосходству; обязательность; участливость Умение заручиться поддержкой; умение завоевывать престиж; такт и дипломатичность; умение брать на себя риск и ответственность; умение организовывать; умение убеждать; умение менять себя; умение быть надежным; чувство юмора; умение разбираться в людях

Таблица 18. Функции конфликтов

Позитивные Негативные
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте
  Получение новой информации об оппоненте Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом Представление о побежденных группах как о врагах
  Стимулирование к изменению и развитию Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
  Снятие синдрома покорности у подчиненных После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
Диагностика возможных оппонентов Сложное восстановление деловых конфликтов

Таблица 19.   Способы управления конфликтом

Педагогические Административные
Беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе (руководитель доводит до подчиненных, чего от них ожидают в той или иной ситуации; разъясняет, каких результатов ждут от каждого сотрудника и каждого подразделения; кто предоставляет и кто получает различную информацию, у кого какие полномочия и ответственность); структура системы вознаграждений должна быть такой, чтобы прежде всего поощрялись люди, вносящие свой вклад в достижение целей. Силовое разрешение конфликта – подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору – решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда.

Таблица 20.   Сравнение стилей руководства и типов влияния

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Стили управления (руководства)

Приемы принятия решений

Авторитарный (автократический) Демократический Либеральный (пассивный)
Руководитель единолично решает все вопросы Перед принятием решений советуется с коллективом, или принимается коллективное решение Ждет указаний от вышестоящего руководителя, подчиняется решениям группы или собрания работников
Способ доведения решений до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, утверждает предложенное подчиненным, поручает Просит, часто даже упрашивает
Распределение ответственности Берет на себя или перекладывает на конкретного исполнителя Распределяет ответственность вместе с полномочиями и заданиями Снимает с себя всякую ответственность
Отношение к инициативе Полностью подавляет Поощряет и использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
Отношение к подбору кадров Боится достаточно квалифицированных и думающих работников, старается от них избавиться Подбирает деловых, грамотных работников с широким кругозором Подбором кадров не занимается
Отношение к недостаткам собственных знаний Гипертрофированное самомнение Постоянно обучается, учитывает критику, поощряет подчиненных к обучению Пополняет свои знания, поощряет эту черту у подчиненных
Стиль общения Жестко формальный Настроен дружески, общается охотно Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускает фамильярное обращение
Характер отношений с подчиненными Диктуется настроением Ровная, дружелюбная манера поведения с высокой степенью самоконтроля Мягок, покладист, иногда легковерен
Отношение к дисциплине Приверженец формальной жесткой дисциплины Разумная дисциплина, дифференцированный подход к людям Требует формальной дисциплины, не умея ее обеспечить
Отношение к моральному воздействию на подчиненных Наказание – основной метод воздействия, поощрения – для избранных Постоянно использует различные стимулы Использует поощрения чаще, чем наказания

Таблица 21.  Факторы, оказывающие влияние на эффективность управления

 

Внешние факторы Внутренние факторы
Активная политика конкурентов Психологический климат в коллективе
Внезапные изменения в экономическом положении клиентов Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе
Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени
Общественно значимые события Болезни руководителей и сотрудников
Структурные изменения в обществе Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги)
Неблагоприятные погодные условия Производственные конфликты
Положение на рынке труда, избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников Увольнение или прием на работу новых сотрудников
Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей Расширение или сокращение деятельности организации
Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательство Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи
Миграционные процессы, ухудшающие качество населения Криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищения
Резкие колебания на финансовых рынках Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации (лобби)
Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья Факторы охраны имущества и безопасности труда
Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государства. Новые технологии производства товаров и услуг Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство.   Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития
Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям труда Административный контроль, система поощрения и взыскания
Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства Позитивная мотивация творческого и производственного труда сотрудников

Литература

1 Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учебник. – М.: издат. Центр Академия, Москва, 2008.

2 Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник. – М.: издат. Центр Академия, Москва, 2008.

3 Фомичев А.Н. Риск-менеджмент. Учебник. – М.: издат. Дашков и К, Москва, 2008.

4 Назаров Ю.А. Основы менеджмента. Учебное пособие, М.: Глобус: Москва, Альянс: Волгоград, 2006.

5 Казначевская Г.Б. Менеджмент.- М.: Ростов на Дону, Феникс, 2005.

6  Кнышова Е.Н.. Менеджмент. –М.: Форум-Инфра-М, 2003.

7  Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, 1995.

8  Мескон М.Х., Алберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.

9 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. -М.: Инфра-М, Москва, 2003.

10. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.: издат-во «Дело», 1998.

11 Сетков В.И. Основы общего менеджмента. – М.: Инфра-М, 2003.

12  Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1998.

13. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник, - М.: издат-во «Дашков и К», 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: